Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 5

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

Возможно не полное «отключение» сознания оператора в стрессовом состоянии, а частичное. Так, при поиске решения в экстремальной ситуации может происходить «сужение» сознания, когда отсеиваются посторонние и малозначимые факты, суждения, воспоминания, не имеющие прямого отношения к проблеме. Мышление при этом ускоряется, иногда до такой степени, что нахождение верного решения происходит как бы само собой, без осознания постепенности подхода к нему. Однако чрезмерное стрессовое «сужение» сознания приводит к отрицательному результату: излишнее упрощение сложной картины критической ситуации, отсеивание информации, необходимой для правильного решения, могут дезориентировать оператора, привести к ложным выводам или завести в тупик и застопорить его мышление. Бывает, что какое-то решение кажется оператору единственно правильным, и он начинает действовать, фанатично следуя этому решению, отбрасывая или не замечая другие более верные.

Другой формой изменения мышления при стрессе является увеличение объема осмысливаемой информации — «расширение» сознания. При этом сознание охватывает все, что происходит в настоящем, извлекает из памяти все, что имеет хоть какое-то отношение к решаемой проблеме, усиливает продуктивную деятельность, рождая новые идеи и конструируя новые образы. В сознании возникает панорамная картина всего массива информации, что и позволяет оператору найти правильный выход из трудной проблемы. Часто путь к верному решению находится как бы сам собой, ускользая из сознания человека, и тогда появление нужного решения воспринимается как озарение (инсайт). Однако «расширение» сознания при стрессе может иметь и негативные последствия: чрезмерно широкий охват информации, относящейся и не относящейся к решаемой проблеме, может привести к потере цепи логических рассуждений, к уходу с правильного пути поисков решения на побочные. Бывает, что сумбурность фактов ассоциации, суждений заводит мышление в тупик. Возникает растерянность, дезориентация, остановка деятельности.

Таким образом, оба вида стрессового изменения мышления — как «расширение», так и «сужение» — могут быть полезны, если они не чрезмерны.

Ослабление воли при длительном стрессе. Для продолжительного стресса характерно ослабление волевых процессов. Становится труднее побуждать себя к выполнению необходимой деятельности, особенно требующей эмоционального, умственного или физического напряжения. Особенно трудно при стрессе заставить себя начать ту или иную работу: труднее, чем обычно, довести ее до конца и т.д. Способность сохранять работоспособность на должном уровне с помощью саморегуляции, даже в состоянии стресса, — одно из важнейших качеств оператора.

Усиление эмоциональной неустойчивости при стрессе. При длительном стрессе па фоне нарастающих проявлений стрессовой пассивности, как правило, увеличивается скрытое эмоциональное напряжение. Оно ощущается человеком как постепенно или временами усиливающееся чувство неудовлетворенности собой или кем-то, или всем окружающим, как раздражительность, обидчивость, проявляющаяся по всякому поводу, а часто и без повода, как склонность замечать в первую очередь все плохое и преувеличивать его значимость. Многим морякам известно из собственного опыта, как проявляются и усиливаются эти и подобные им явления с увеличением длительности рейса. Это приводит к нарастанию напряженности во взаимоотношениях между партнерами по операторской работе, снижению их работоспособности, к ухудшению их самочувствия и здоровья. Лучшим средством борьбы с «взрывоопасным» эмоциональным напряжением, как уже говорилось, является юмор. Шутливые перепалки, беззлобный обмен колкостями, подтрунивание над своими и чужими недостатками, очень характерные для неформального общения моряков, представляют собой удачную форму разрядки напряженности. Желательно также создание такого климата в экипаже, при котором были бы возможны прямые критические высказывания по достаточно серьезным и, особенно, общезначимым вопросам. Принятие мер для снижения, разрядки эмоционального напряжения необходимо не только для того, чтобы не допустить «взрыва», но и для того, чтобы скрытое эмоциональное напряжение не снижало бы работоспособности членов экипажа. Уменьшению эмоционального напряжения способствуют гимнастические упражнения, водные процедуры, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных произведений. Именно поэтому на судах целесообразно оборудовать сауны, спортзалы, каюты психологической разгрузки, помогающие справиться с негативными проявлениями стресса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Значения нормативов ТО и ремонта ПАЗ- 672 при эталонных условиях
Периодичность ТО подвижного состава, км. ТО – 1 ТО - 2 3500 14000 Нормативы трудоёмкости ТО и ТР подвижного состава Подвижной состав и его основной параметр Модель подвижного состава ЕО ТО - 1 ТО - 2 Текущий ремонт, чел- ч/1000км Чел-ч на 1 обслуж Чел-ч на 1 обслуж Чел-ч на 1 обслуж Малого класса П ...

Сборка коленчатого вала и установка его в блок цилиндров
Коленчатый вал перед сборкой обдувается сжатым воздухом. Сборка коленчатого вала производится в следующей последовательности. В полости масляных каналов шеек устанавливаются втулки центробежной очистки масла. Сверху каналы запрессовываются заглушками. После этого на коленчатый вал напрессовываются ...

Расчет количества постов в зоне ТО-1
Такт поста определяют по формуле =*t [мин], (2.1) где К - коэффициент неравномерности загрузки постов; принимаю К=1,1 Р – численность одновременно работающих на посту; принимаю Р=3 человека К - коэффициент использования рабочего времени поста; принимаю К=0,97 t - время установки автомобиля на пост ...