В двигателях внутреннего сгорания возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала посредством кривошипно-шатунного механизма.
- sx – текущее перемещение поршня (точка А обозначает ось поршневого пальца);
- j – угол поворота кривошипа, отсчитываемый от оси цилиндра в направлении вращения коленчатого вала по часовой стрелке;
- b – угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра;
- w = pn/30=3,14·5000/30=523,3 рад/с – частота вращения (угловая скорость) коленчатого вала;
- R=160мм – радиус кривошипа;
- S = 2R=320мм – ход поршня;
- Lш=666,7мм – длина шатуна;
- lотн = R/Lш=0,24 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
- R+Lш=160+666,7=826,7 – расстояние от оси коленчатого вала до верхней мертвой точки (в.м.т.).
 
 
Рис. 2. Схема кривошипно-шатунного механизма двигателя
 
 
| φ | 0 | 30 | 60 | 90 | 120 | 150 | 180 | 210 | 240 | 270 | 300 | 330 | 360 | 
| sx | 0 | 0,03 | 0,1 | 0,18 | 0,25 | 0,31 | 0,32 | 0,31 | 0,25 | 0,18 | 0,1 | 0,03 | 0 | 
