Психофизиологические аспекты сложности
Страница 1

Инфо » Особенности труда водителя » Психофизиологические аспекты сложности

Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автобуса определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя. Характерным для управления автобуса является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя системе водитель – автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т.е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека – водителя и вместе с тем особенностям его деятельности – управления автомобилем. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек - машина-среда») на основе формализованного их описания.

Эти методы позволяют:

1) строго математически представить содержание каждого элемента трудового процесса, их взаимосвязь в соответствии с принятой последовательностью выполнения;

2) одновременно рассматривать содержание каждого элемента трудового процесса как вариантную задачу, решение которой по заданному критерию (психофизиологическому, стоимостному или временному) позволяет выбрать оптимальный вариант ее осуществления.

Можно выделить следующие группы эргономических характеристик автомобиля. Характеристики, обусловленные анатомическим строением, размерами механикой (биомеханикой) человеческого тела, его органов движения. К ним относятся: размеры и форма кабины, сиденья, размеры, форма, расположение, кинематика и динамика органов управления автомобилем, расположение щитка приборов, зеркал заднего вида, особенности конструкции автомобиля и рабочего места водителя, обуславливающие обзорность. Характеристики, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма,- микроклимат кабины: состав, влажность и движение воздуха, температура, шум и вибрация на рабочем месте. Характеристики, обусловленные психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Эти характеристики связаны, прежде всего, с получением передачей информации водителем. К ним относятся обзорность автомобиля, прозрачность стекол кабины, читабельность приборов, размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность осветительных устройств автомобиля, информативность органов управления, обеспечивающая регуляцию воздействий на них водителя. Физиологические и психофизиологические характеристики деятельности водителя по управлению автомобилем в большой степени зависят и от дорожно-транспортных условий. Так, неровное покрытие вызывает значительное усиление вибрации; загазованность воздуха на дороге влияет на состав воздуха в кабине, освещенность и распределение света на дороге - на работу зрения и т.д. однако влияние дорожно-транспортных условий на физиологию и психофизиологию водительского труда в значительной мере зависит от эргономических характеристик автобуса. Эти характеристики могут в большой или меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное влияние многих дорожно-транспортных условий.

Страницы: 1 2

Определение коэффициента технической готовности
Коэффициент технической готовности Lтr , рассчитывают по формуле: Lтr = Дэц / (Дэц + Дрц) (14) где Дэц - количество дней эксплуатации автомобилей за цикл, рассчитываемое по формуле (15), дн.; Дрц – количество дней простоя автомобилей в ТО и ремонтах, рассчитываемое по формуле (16), дн. Количество д ...

Производство автомобилей и автомобилизация населения регионов России в 2000-е годы
В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только «старые» заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных видов и типов м ...

Методика расчета длительности цикла и его элементов
Определение длительности цикла и основных тактов регулирования основано на сопоставлении фактической интенсивности движения на подходах к перекрестку и пропускной способности этих подходов. Как интенсивность, так и потоки насыщения рассматриваются для каждого направления движения данной фазы. Расче ...