На поезд действуют силы: касательная сила тяги Fк, сила сопротивления движению поезда Wк и тормозная сила Bт. Или в удельных единицах к весу поезда:
 , Н/кН (3.1)
, Н/кН (3.1) 
 , Н/кН (3.2)
, Н/кН (3.2) 
 , Н/кН (3.3)
, Н/кН (3.3) 
где m – масса поезда, m=mсостава+mлокомотива, т.
Режимы движения поезда (в удельных силах к весу поезда):
1. Режим тяги: fу(з)=fк-wк;
2. Режим выбега: fу(з)=-wк;
3. Режим торможения: fу(з)=-(bт+wк).
Силы сопротивления движению поезда бывают основные и дополнительные. Основные возникают при движении поезда на прямом горизонтальном участке пути при нормальных условиях. К дополнительным относят сопротивления на подъемах уклонах, сопротивления от кривых, ветра, температуры. Основные удельные сопротивления рассчитываются по эмпирическим формулам [1]:
Для четырехосных вагонов на роликовых подшипниках для звеньевого пути:
 , Н/кН (3.4)
, Н/кН (3.4) 
где mв0 – средняя масса вагона, приходящаяся на ось колесной пары, т;
V – скорость движения, км/ч.
Для шестиосных вагонов на роликовых подшипниках для звеньевого пути:
 , Н/кН (3.5)
, Н/кН (3.5) 
Для восьмиосных вагонов на роликовых подшипниках для звеньевого пути:
 , Н/кН (3.5)
, Н/кН (3.5) 
Основное удельное сопротивление движению локомотива для звеньевого пути в режиме тяги:
 , Н/кН (3.6)
, Н/кН (3.6) 
Основное удельное сопротивление движению локомотива для звеньевого пути в режиме выбега:
 , Н/кН (3.7)
, Н/кН (3.7) 
Основное удельное сопротивление состава определяется по формуле:
 , Н/кН (3.8)
, Н/кН (3.8) 
Основное удельное сопротивление движению поезда в режиме тяги:
 , Н/кН (3.9)
, Н/кН (3.9) 
где mл и mс – массы локомотива и состава соответственно, т.
Основное удельное сопротивление движению поезда в режиме выбега:
 , Н/кН (3.10)
, Н/кН (3.10) 
Удельная тормозная сила поезда:
 , Н/кН ( 3.11)
, Н/кН ( 3.11) 
где  - расчетный коэффициент трения:
 - расчетный коэффициент трения: 
 (3.12)
 (3.12) 
 - расчетный тормозной коэффициент,
 - расчетный тормозной коэффициент,  =0,33
=0,33 
Во время экстренного торможения на поезд действует сила  , а при служебном торможении -
, а при служебном торможении -  , Н/кН.
, Н/кН. 
По данным таблицы 3.1 строим графики зависимостей:  ,
,  и
 и  (рис.3.1, 3.2)
 (рис.3.1, 3.2) 
Ускоряющие и замедляющие силы, действующие на поезд в режимах тяги, выбега, служебного и экстренного торможений в зависимости от скорости движения.
