Надежность оператора
Страница 1

Одной из основных проблем в обеспечении безопасности мореплавания является проблема надежности систем «человек—машина».

Впервые научное содержание понятия «надежность» было сформулировано в применении к техническим средствам. Современная наука добилась значительных результатов в развитии теории надежности полностью автоматизированных систем, однако в отношении систем «человек—машина» достижения пока еще очень скромны, что объясняется особой сложностью этих систем. Здесь требуется комплексный подход, позволяющий охватить не только технические, но также биологические, психологические и социально-психологические аспекты проблемы. Эффективность и надежность функционирования любой системы управления с участием человека зависит от того, насколько своевременно, точно и безошибочно, т. е., надежно, сможет выполнять при заданных условиях возложенные на него функции человек-оператор. Проблема надежности человека-оператора является одной из центральных в инженерной психологии — отрасли психологической науки, призванной решать проблемы взаимодействия человека и современной техники. Важность проблемы надежности оператора для обеспечения безопасности мореплавания связана с тем, что в системе управления судном ведущая роль — роль управляющего звена— принадлежит человеку.

Существует ряд определений понятия «надежность оператора» и тождественного ему понятия «надежность деятельности оператора», разработанных применительно к выполнению человеком функций контроля и управления в системе «человек—машина». Большинство из них подобны определению надежности технических средств и не отражают специфики работы человеческого организма. Этому условию в большей степени отвечает следующее определение: надежность деятельности оператора -это способность человека выполнять предписанные функции с заданным качеством и своевременно при сохранении в допустимых пределах психофизиологической «цены» этой деятельности.

«Цена» деятельности — это величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение профессиональной задачи на заданном уровне. Что касается количественной оценки психофизиологической «цены» деятельности, то она может быть получена путем измерения сдвига психофизиологических показателей состояния организма в процессе деятельности. Изменения состояния обеспечивающих данную деятельность систем организма соотносятся с двумя полюсами: исходными значениями показателей указанных систем и их предельными значениями, которые оцениваются путем применения функциональных проб, доводящих организм до предельных состояний. «Цена» деятельности будет тем ниже, чем ближе текущее значение показателей оцениваемых систем к исходным и дальше от предельных значений. Таким образом, под «ценой» деятельности понимают степень изменения в ходе деятельности соотношения между текущим, исходным и предельным состояниями функциональных систем организма, которые являются ведущими для обеспечения данной деятельности. Наиболее информативными из показателей вегетативного обеспечения надежности операторской деятельности, особенно тех ее видов, которые связаны с высокой сложностью решаемых задач и высокой ответственностью за принимаемые решения (что имеет место в судоводительской деятельности), признаны показатели уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, получаемые с помощью электрокардиограммы.

Структура модели надежности деятельности оператора приведена на рис.2.

Рис. 2. Структурная схема основных составляющих надежности деятельности оператора.

Схема отражает тот факт, что надежность деятельности оператора связана как с результативностью, так и с «ценой» деятельности. Надежность оператора тем выше, чем выше результативность и чем ниже при этом «цена» деятельности, причем эти показатели взаимосвязаны:

-высокая результативность достигается ценой больших или меньших психофизиологических затрат в зависимости от степени напряженности операторской деятельности и уровня его профессионализма. Так, например, высокая результативность деятельности опытного профессионала связана с более низким напряжением регуляторных механизмов сердечнососудистой системы по сравнению с новичком или менее квалифицированным оператором.

Состояние функциональных систем оператора, обеспечивающее необходимую результативность и определяющее «цену» деятельности, зависит от психофизиологических возможностей и способностей оператора по переработке информации, которые определяются, во-первых, характеристиками, присущими человеку вообще, как представителю вида

Homo sapiens, и имеющими определенные природные ограничения, и, во-вторых, индивидуальными свойствами и качествами конкретной личности.

Человек действует, осознавая цели и задачи своей профессиональной деятельности; они руководят его деятельностью, и в то же время от того, насколько ясно и четко они отражаются в его сознании, зависит в конечном итоге надежность деятельности. Искажение или неполное осознание целей и задач деятельности приводит к ошибкам оператора.

Страницы: 1 2 3 4

Наименование и область применения
двигатель демонтаж автотранспортный Данное приспособление предназначено для облегчения и ускорения работ в зоне текущего ремонта. Приспособление позволяет производить демонтаж двигателя не вывешивая автомобиль, как это предлагается в технологической карте предоставляемой предприятием, а производить ...

Аэродинамическое качество крыла
С точки зрения аэродинамики наиболее выгодным будет такое крыло, которое обладает способностью создавать возможно большею подъемную силу при возможно меньшем лобовом сопротивлении. Для оценки аэродинамического совершенства крыла вводится понятие аэродинамического качества крыла. Аэродинамическим ка ...

Расчет суточных порожних вагонопотоков и их распределение по грузовым пунктам
С целью эффективного использования подвижного состава на станции погрузки грузы, отправляемые со станции и железнодорожных путей необщего пользования, в первую очередь, обеспечивается вагонами освобождаемыми после выгрузки, прибывших грузов. Распределение порожних вагонов под погрузку должно произв ...