Надежность оператора
Страница 1

Одной из основных проблем в обеспечении безопасности мореплавания является проблема надежности систем «человек—машина».

Впервые научное содержание понятия «надежность» было сформулировано в применении к техническим средствам. Современная наука добилась значительных результатов в развитии теории надежности полностью автоматизированных систем, однако в отношении систем «человек—машина» достижения пока еще очень скромны, что объясняется особой сложностью этих систем. Здесь требуется комплексный подход, позволяющий охватить не только технические, но также биологические, психологические и социально-психологические аспекты проблемы. Эффективность и надежность функционирования любой системы управления с участием человека зависит от того, насколько своевременно, точно и безошибочно, т. е., надежно, сможет выполнять при заданных условиях возложенные на него функции человек-оператор. Проблема надежности человека-оператора является одной из центральных в инженерной психологии — отрасли психологической науки, призванной решать проблемы взаимодействия человека и современной техники. Важность проблемы надежности оператора для обеспечения безопасности мореплавания связана с тем, что в системе управления судном ведущая роль — роль управляющего звена— принадлежит человеку. Отчет об оценке нефтеперерабатывающего бизнеса

Существует ряд определений понятия «надежность оператора» и тождественного ему понятия «надежность деятельности оператора», разработанных применительно к выполнению человеком функций контроля и управления в системе «человек—машина». Большинство из них подобны определению надежности технических средств и не отражают специфики работы человеческого организма. Этому условию в большей степени отвечает следующее определение: надежность деятельности оператора -это способность человека выполнять предписанные функции с заданным качеством и своевременно при сохранении в допустимых пределах психофизиологической «цены» этой деятельности.

«Цена» деятельности — это величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение профессиональной задачи на заданном уровне. Что касается количественной оценки психофизиологической «цены» деятельности, то она может быть получена путем измерения сдвига психофизиологических показателей состояния организма в процессе деятельности. Изменения состояния обеспечивающих данную деятельность систем организма соотносятся с двумя полюсами: исходными значениями показателей указанных систем и их предельными значениями, которые оцениваются путем применения функциональных проб, доводящих организм до предельных состояний. «Цена» деятельности будет тем ниже, чем ближе текущее значение показателей оцениваемых систем к исходным и дальше от предельных значений. Таким образом, под «ценой» деятельности понимают степень изменения в ходе деятельности соотношения между текущим, исходным и предельным состояниями функциональных систем организма, которые являются ведущими для обеспечения данной деятельности. Наиболее информативными из показателей вегетативного обеспечения надежности операторской деятельности, особенно тех ее видов, которые связаны с высокой сложностью решаемых задач и высокой ответственностью за принимаемые решения (что имеет место в судоводительской деятельности), признаны показатели уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, получаемые с помощью электрокардиограммы.

Структура модели надежности деятельности оператора приведена на рис.2.

Рис. 2. Структурная схема основных составляющих надежности деятельности оператора.

Схема отражает тот факт, что надежность деятельности оператора связана как с результативностью, так и с «ценой» деятельности. Надежность оператора тем выше, чем выше результативность и чем ниже при этом «цена» деятельности, причем эти показатели взаимосвязаны:

-высокая результативность достигается ценой больших или меньших психофизиологических затрат в зависимости от степени напряженности операторской деятельности и уровня его профессионализма. Так, например, высокая результативность деятельности опытного профессионала связана с более низким напряжением регуляторных механизмов сердечнососудистой системы по сравнению с новичком или менее квалифицированным оператором.

Состояние функциональных систем оператора, обеспечивающее необходимую результативность и определяющее «цену» деятельности, зависит от психофизиологических возможностей и способностей оператора по переработке информации, которые определяются, во-первых, характеристиками, присущими человеку вообще, как представителю вида

Homo sapiens, и имеющими определенные природные ограничения, и, во-вторых, индивидуальными свойствами и качествами конкретной личности.

Человек действует, осознавая цели и задачи своей профессиональной деятельности; они руководят его деятельностью, и в то же время от того, насколько ясно и четко они отражаются в его сознании, зависит в конечном итоге надежность деятельности. Искажение или неполное осознание целей и задач деятельности приводит к ошибкам оператора.

Страницы: 1 2 3 4

Сведения о парке подвижного состава АТП
Парк подвижного состава АТП состоит из автомобилей КАМАЗ-4310. Автомобиль КАМАЗ-4310 (рис. 1) имеет шасси с бортовой платформой и относится к классу бортовых автомобилей с большой грузоподъемностью с колесной формулой 6х6. Снаряжённая масса автомобиля составляет 8 795кг, полная масса автомобиля до ...

Описание объекта оценки
Легкий в управлении, динамичный, удобный грузовик ГАЗ-3302 имеет прочную и надежную конструкцию, прост в обслуживании и вызывает интерес как у городских предпринимателей, так и на селе, где он служит универсальным транспортным средством на все случаи жизни - и для семьи, и для работы. На грузовой п ...

Виды ремонтов автомобилей и их составных частей
Основные принципы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей определены в положении o техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. B соответствии c назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на: · капитальный (КР) текущ ...