Производство автомобилей и автомобилизация населения регионов России в 1990-е годы
Страница 1

Инфо » Автомобилизация в России как индикатор благосостояния общества » Производство автомобилей и автомобилизация населения регионов России в 1990-е годы

Общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в 1990-е годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991-1994 гг. – и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в последующие годы, безусловно, отразилось на техническом уровне наших автомобилей.

Главные причины такого положения – это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий во вложении средств в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руководства научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работы и организации своей деятельности. Правда, затем многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому – возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.

Однако в целом состояние дел в отечественном автомобилестроении в период 1990-1999 гг. отличалось общей нестабильностью. Вначале стремительный рост цен вследствие их либерализации в 1992 г. вызвал неплатёжеспособность предприятий, привёл к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации финансового положения предприятий. В автомобильной промышленности (как и во всей машиностроительной отрасли) начали усиливаться центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнёрами, рушиться кооперационные связи предприятий, которые оказались разделёнными границами вновь образовавшихся государств.

Затем ценой огромных усилий автомобильная промышленность начала понемногу выбираться из затяжного кризиса. И если взять за точку отсчёта 1996 г., то уже в 1997 г. начинает расти производство всех категорий автомобилей. Безусловно, ненамного, но достаточно ощутимо. По легковым автомобилям к 1998 г. все предприятия, за исключением ИЖМАШ и АвтоЗАЗ, улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие «Волги» сходят с конвейера без остановки. Всего за 1997 г. Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 1996 г. прирост на 5.4%). Лучше всего дела пошли у грузового производства (96078 автомобилей – прирост на 13.2%). Отлично расходились автомобили «Ока».

Но происходит августовский кризис 1998 г., нестабильность в стране вызывает сдерживание процессов производства. Происходит резкий спад инвестиционной активности, свёртывание долгосрочных строительных программ. Договоры, заключенные или почти заключённые с иностранными автогигантами о совместном производстве легковых и грузовых автомобилей, автобусов и двигателей к ним, оказываются «замороженными; от многих из них приходится отказываться.

И снова ценой огромных усилий, путём лоббирования в правительстве интересов отечественного автомобилестроения (таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки), благодаря соотношению курса рубля к доллару (отечественные автомобили заметно дешевле) кризис в отрасли практически преодолён.

Парк легковых автомобилей индивидуального пользования в 1992 г. насчитывал 10 миллионов 157 тысяч машин, и в 1996 г. вырос до 15 миллионов 815 тысяч. Он очень быстро пополнялся, и его годовой прирост в 1993-1996 гг. стабилизировался на уровне 1 миллиона 300 тысяч в год. Это означает, что вклад российских заводов держался на уровне 650-750 тысяч новых автомобилей в год и примерно такое же количество (новых и подержанных) автомобилей импортировалось в Россию.

Стареющие отечественные автомобили и подержанные иностранные предопределили высокую долю (48 %) в парке автомобилей в возрасте 9-1 3 лет.

Насыщенность России легковыми автомобилями по оценкам швейцарской газеты "Ауто-мобиль ревю", которая внимательно следит за развитием автомобилизации в европейских странах, выросла с 46 машин на тысячу жителей (1992 г.) до 93 машин (1995 г.). Какими бы сложными не были экономические условия в стране, бум автомобилизации России был налицо. Соответственно спросу отечественные заводы, имея уже сильных конкурентов в лице официальных дилеров зарубежных фирм и торговцев иномарками, стремились выступить на рынке с интересными предложениями.

Страницы: 1 2

Организация работы станции по приему, хранению, погрузке и отправлению грузов
Перевозка грузов реализуется путем заключения договора перевозки между железной дорогой и отправителем. Содержание договора перевозки излагается в накладной. Правильное и четкое выполнение грузовых и коммерческих операций при приеме груза к перевозке на станциях отправления оказывает большое влияни ...

Анализ обеспеченности ОАО «Северный порт» основными производственными фондами
Анализ основных производственных фондов предполагает, прежде всего, выявление задач, на решение которых он направлен. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют полному и всестороннему представлению изучаемого предмета. Они также позволят определить структуру и последовательность дальней ...

Дефектация деталей заднего моста автомобиля ВАЗ – 2107
Проверка технического состояния балки заднего моста Проверка технического состояния балки производится при ремонте автомобиля. Деформированная балка может явиться причиной шума заднего моста и ускоренного износа шин. Деформацию балки моста проверяют как в горизонтальной, так и в вертикальной плоско ...