Устойчивые свойства личности
Страница 3

Степень важности самооценки − это субъективное значение для человека разных самооценок. Например, для некоего капитана суждение о его способности управлять судном важнее, чем суждение о его способности общаться с людьми. Чем больший вес в системе самооценок имеет данное суждение, тем большую роль оно играет в поведении человека. Мы не всегда учитываем различия между людьми по этому параметру. Так, для женщины, например, суждение о ее внешней привлекательности может оказаться важнее, чем суждение о ее пунктуальности, из-за чего она может опоздать, долго прихорашиваясь, даже на деловое свидание. Для мужчины же, как правило, суждение о его внешнем виде обладает меньшей значимостью, чем суждение о его точности, пунктуальности. С позиций мужской иерархии самооценок поведение женщины в подобном случае может получить неверное истолкование.

Важной характеристикой самооценок является степень их определенности. Человек не всегда способен сформулировать вполне определенные суждения о своей компетентности в той или иной сфере, о своих интеллектуальных способностях или своем обаянии. Как правило, эти оценки являются вероятностными. Чем более определенной является самооценка, тем большую роль она играет в поведении человека.

Верность самооценок — важнейшая характеристика самоотношения. В системе самооценок могут быть как правильные, так и ошибочные оценки. Правильность суждений о самом себе возрастает по мере взросления человека. Люди, лучше приспособленные к жизни в данной социальной среде, формулируют более верные самооценки, чем те, кто не сумел приспособиться. Степень адекватности самооценки человека влияет на степень адекватности принимаемых им решений. Ошибки судоводителя в профессиональной деятельности могут быть связаны с ошибками в его самоотношении. Так, например переоценка своих способностей по обработке информации и принятию решении, основанная на положительном опыте решения несложных задач в спокойных условиях, может привести к недостаточной бдительности и осторожности мри возникновении сложной обстановки. Это может иметь тяжелые последствия. Так случается когда молодой, неопытный помощник, полагаясь на свои способности не вызывает на мостик капитана, хотя ситуация того требует.

Самооценка может быть высокой или низкой, в случае же явной неадекватности — завышенной или заниженной. Что же стоит за высокой и низкой самооценкой? Самооценка всегда подразумевает сравнение (зачастую неосознаваемое) выраженности своих качеств личности с какими-то критериями. Во-первых, это сравнение себя реального с неким «Я» идеальным — т. е. с теми характеристиками и степенью их выраженности, которыми мы хотели бы обладать, во-вторых, это сравнение себя с другими людьми — т. е. соотнесение своих качеств с некими средними показателями, отражающими представление о норме, о наиболее распространенном, обычном уровне развития этих качеств у человека.

Если в случае сравнения себя с идеалом имеется большой разрыв между «Я» реальным и «Я» идеальным, это говорит о заниженной самооценке — неуверенности в себе, но зато, возможно, высокой самокритичности. Если расхождение между «Я» реальным и «Я» идеальным близко к нулю, то это говорит либо о чрезмерно высокой самооценке, либо об отсутствии идеалов, в любом случае - о повышенной уверенности в себе, самодовольстве. В том случае, когда человек, сравнивая себя с другими людьми, оценивает свои качества ниже среднего уровня, он обладает низкой самооценкой, если выше среднего — высокой. Описанные особенности самооценки также связаны с успешностью операторской деятельности. Чрезмерно низкая самооценка неуверенность в себе, нерешительность, подверженность сомнениям — приводит к перестраховке и неспособности действовать решительно. Завышенная самооценка — чрезмерная самоуверенность, отсутствие сомнений — приводит к рискованным действиям.

Важное место в структуре личности судоводителя (как и любого другого моряка) занимает его отношение к другим людям. В условиях долговременной групповой изоляции особенно важной оказывается способность сохранять нормальный уровень человеческого общения. Тактичность, вежливость, внимательное, терпимое отношение к другим членам экипажа - необходимые качества для моряка. Наибольшее значение они имеют для капитана судна, причем не только по причине его наибольшего влияния на других членов экипажа, но еще и потому, что ему приходится разбирать конфликты, зачастую не имеющие к нему никакого отношения. От его способности понимать состояние других люден и умения его регулировать может зависеть их работоспособность.

Отношение человека к своей профессии, к своим обязанностям сильнейшим образом сказывается на результатах его деятельности. Безответственность, недисциплинированность, недобросовестность способствуют появлению ошибок и сбоев в работе, приводят к тяжелым последствиям. Эта тема достаточно полно освещается во всех пособиях, руководствах, инструкциях, и в ней нет спорных вопросов. Можно только отметить, что в основе перечисленных качеств лежат две составляющие: ценностные ориентации и способность к саморегуляции поведения. Эти составляющие взаимосвязаны, и наличия лишь одной из них недостаточно.

Страницы: 1 2 3 4

Организация работы камеры хранения и ручной клади
Площадь камеры хранения и ее размещение на вокзале, число ячеек по приему и выдаче ручной клади и организация работы камеры должны обеспечивать минимальную затрату времени пассажирами на операции, связанные с хранением ручной клади, и наибольшие удобства пассажиров. В настоящее время хранение ручно ...

Механизм распределения
Распределительный вал. Привод клапанов (рис. 4) осуществляется от кулачных шайб 2 распределительного вала, на котором могут также крепиться кулачные шайбы 3 привода топливных насо-сов, шестерня / привода распределительного вала, привода центро-бежного регулятора частоты вращения и др. Распределител ...

Выбор типа подвижного состава
Для перевозки скоропортящихся грузов используются изотермические и крытые вагоны. Изотермические вагоны имеют изоляцию, позволяющую ограничивать теплообмен между грузом и наружным воздухом. В них обеспечивается поддержание заданного температурного режима при перевозке. В вагонах-термосах в течение ...