Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания

С точки зрения науки «судовождение — единый процесс, обеспечивающий плавание и управление судном для достижения намеченных целей». Известно, что цели торгового, промыслового, научного и военного мореплавания различны. Однако требования к обеспечению безопасности мореплавания едины, а общая задача судовождения универсальна. Навигационная безопасность плавания — непременное условие решения любой задачи мореплавания, а общая задача судовождения кратко формулируется так: «провести судно из одного пункта в другой по заранее намеченному, безопасному и наивыгоднейшему пути». Под безопасным и наивыгоднейшим путем понимается такой, при котором судно прибудет в пункт назначения в кратчайший или назначенный срок с наименьшим расходом топлива (энергоресурса) и других запасов, а также с наименьшим риском встречи с навигационными опасностями, с другими судами и опасными гидрометеоявлениями.

Несмотря на развитие средств навигационного оборудования и ужесточение требований к судоводителям и судовладельцам как со стороны ИМО, так и со стороны национальных департаментов, навигационная аварийность остается еще высокой. Не менее половины гибели судов торгового флота происходит вследствие посадки на мель либо столкновений, т.е. напрямую связаны с деятельностью лиц ходовой навигационной вахты.

Детальные расследования обстоятельств аварий показали, что в основе подавляющего большинства морских трагедий лежат неправильные или несвоевременные действия (бездействия) судового персонала. «Человеческий фактор» обуславливает 70—80% аварий и катастроф. Достаточно вспомнить только самые известные трагедии, произошедшие с судами «Титаник», «Андреа Дориа», «Адмирал Нахимов», «Михаил Лермонтов», «Александр Суворов» и т.д.

В контексте безопасности мореплавания под человеческим фактором принято понимать возможности и способности человека по приему, обработке информации и принятию решений в различных условиях его функционирования.

Естественно возникает вопрос: как установить барьер на пути навигационной аварийности? Как предупредить неправильные или несвоевременные действия экипажа и, в первую очередь, естественно, персонала ходовой навигационной вахты? Очевидно, что наряду с повышением уровня профессиональной подготовки экипажей судов и техническими мерами, необходимы мероприятия организационного характера.

Подобно всем знаниям, основанным на практике, несение вахты на ходовом мостике с выполнением всех необходимых требований судовождения основано на приобретении практических навыков, поддержании полученных знаний на должном уровне и постоянном их совершенствовании.

Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого столетия проблемы безопасности мореплавания в основном решались за счет разработки новых правил и нормативных документов в виде различных Международных конвенций, совершенствования транспортных средств и технологического оборудования, что, конечно, давало свои положительные результаты, но неучет влияния «человеческого фактора» на результаты управления судном сделал свое дело. Эта проблема заключается еще и в том, что на данный момент нет достаточных знаний об естественных законах поведения человека и о причинно-следственных связях взаимодействия на человека различных факторов, особенно в экстремальных условиях.

Традиционные методы и принципы управления, предпринимаемые для достижения главной цели управления, оставляли в стороне важнейший аспект, оказывающий весьма существенное влияние на безопасность мореплавания — «человеческий фактор».

Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной важности роли человеческого фактора в проблеме безопасности мореплавания и необходимости его всестороннего изучения и учета на всех этапах профессионального становления специалистов морского флота, особенно судоводителей, так как значительная часть аварий приходится именно на судоводителей.

Снятие тормозного механизма
· отсоединяю от рычага 18 ручного привода колодок конец троса 13 (рис. 3.2); · ключом на «8» отворачиваю два болта крепления оболочки троса к тормозному щиту; · вынимаю трос из щита; · снимаю шплинт 22; · нажав на палец 21 и снимаю рычаг; · отсоединяю плоскогубцами верхнюю 2 и нижнюю 7 стяжные пруж ...

Определение эффективных параметров двигателя
1. Среднее эффективное давление: , где ki - коэффициент, оценивающий долю индикаторной мощности, затраченной на привод нагнетателя: , где ηнаг -- эффективный КПД нагнетателя: ; - теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг топлива: , . ; рмех -- среднее давление механических п ...

Обязанности работников локомотивных бригад
Работники локомотивных бригад обязаны: а) знать и выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по ...