Характерные отказы и неисправности. Методы их выявления и устранения
Страница 1

Инфо » Конструкция и эксплуатация систем кондиционирования воздуха магистральных пассажирских самолетов » Характерные отказы и неисправности. Методы их выявления и устранения

Характерными отказами и неисправностями СКВ самолёта Ту-154М являются следующие:

1. Отказы воздухо-воздушного теплообменника (ВВТ 5307АТ)

Способы выявления: При регламентных работах, при осмотре травление воздуха (нарушение герметичности); увеличенный расход продувочного воздуха по анемометру; наличие трещин (рис. 20), вырывов в местах образования концентраторов напряжений; дребезжащий звук при прохождении воздуха.

Рис. 20. Воздухо-воздушный теплообменник (ВВТ 5307АТ)

Причины: Воздействие высоких температур и неравномерное изменение температуры в конструкции (при нагреве или охлаждении), приводит к появлению трещин вследствие применения конструкционного материала с недостаточной усталостной прочностью (тонких стальных Х18Н9Т листов, соединённых роликовой сваркой). Таким образом, внутренняя негерметичность является конструктивной особенностью агрегата, при этом следует отметить, что согласно технологической карте 021.11.00.А.А. (РТЭ Ту-154М раздел 21) допускается внутренняя негерметичность ВВТ до 200 кг/час, которая определяется при помощи анемометра МС-13.

Методы устранения: Разовая сварка. Замена на новый. Выполнение добровольного бюллетеня по замене ВВТ 5307АТ на ВВТ 154.03.7603.300 разработки АНТК им. А.Н. Туполева и “Хамильтон Стандарт-Наука” с матрицей (собственно теплообменной частью конструкции) из материала “Инконель”.

2. Отказы турбохолодильной установки (ТХУ 3318, рис. 21)

Описание: C:\Documents and Settings\DJ Alehandro\Рабочий стол\New Folder\PICT0386.jpg

Рис. 21. Турбохолодильная установка (ТХУ 3318, вид сверху)

Способы выявления: Наличие подтёков масла, нехарактерного металлического звука при работе; повышенная температура воздуха за вторичным узлом охлаждения по указателям на щитке СКВ.

Причины: Отказы происходят из-за несоответствия агрегата системе кондиционирования воздуха самолёта Ту-154М по своим параметрам, к тому же организована неправильная (фитильная) система смазки в данных условиях (это плавающая или барботажная система смазки ротора); негерметичности масляной полости; высоких температур, вследствие высоких оборотов турбины и высоких температур поступающего воздуха.

Сравним параметры систем кондиционирования самолётов Ту-154М и Ту-154Б в табл. 3.

Таблица 3 Сравнение параметров СКВ самолётов Ту-154М и Ту-154Б

Параметр, ед. измерения

Ту-154Б

Ту-154М

Давление отбора воздуха от двигателей, кгс/см2

Температура воздуха, отбираемого от двигателей, °С

Подача воздуха от 3-х двигателей (0,7 ном.), кг/час

Давление воздуха, отбираемого от ВСУ, кгс/см2

Температура воздуха, отбираемого от ВСУ, °С

Подача воздуха от ВСУ, кг/час

7,5 .9

240 .350

5000 .5500

2,8 .3,5

200 .250

4000 .4500

не более 18

не более 490

5700 ± 1200

2,8 .3,5

200 .250

4000 .4500

Температура воздуха на входе во вторичный ВВР, °С:

на земле от ВСУ

в полёте

Давление воздуха на входе во вторичный ВВР, кгс/см2

100 .200

100 .200

0,1 ± 0,03 над кабинным

200 .250

200 ± 20

2,5 ± 0,2

Температура воздуха на входе в ТХУ, °С:

на земле от ВСУ

в полёте

не более 60

не более 60

до 150

60 .80

Согласно паспортным данным ТХУ 3318 параметры на входе в турбину должны быть:

- давление не более 3,5 ± 0,1 кгс/см2;

- температура не более 70 + 5 °С;

- расход воздуха не более 2750 кг/час.

Как видно из приведённых выше данных, на самолётах Ту-154М возможно превышение температуры воздуха на входе в турбину ТХУ над расчётными значениями при кондиционировании от ВСУ, что приводит к потере свойств резиновых уплотнений, вытеканию масла, масляному голоданию подшипников ротора и вследствие этого – к разрушению подшипников. Это подтверждается исследованиями некоторых отказавших ТХУ.

Кроме этого причиной отказов ТХУ являются также повышенные осевые нагрузки на ротор в первоначальный момент включения КСКВ при неподвижном роторе, когда весь расход воздуха поступает на турбину ТХУ, так как обводные заслонки ТХУ (3308В) и ВВР (3308В) закрыты (они закрываются принудительно при закрытых кранах наддува).

На самолётах Ту-154М в отличие от Ту-154Б из-за плохой продувки вторичного ВВР (так как сброс продувочного воздуха осуществляется на нижнюю поверхность крыла в зону повышенного давления) и более высокой температуры за первичным ВВТ 5307АТ, ТХУ работает на охлаждение воздуха практически в течение всего полёта, что также снижает наработку ТХУ на отказ.

Страницы: 1 2