Рис. 5. Решение уравнения графическим путем
Второй путь определения Σfj(N) целесообразен при разработке нескольких вариантов проектируемого судна, отличающихся соотношениями главных размерений и значениями коэффициентов теоретического чертежа, в первую очередь δ. В этом случае повышенная трудоемкость расчетов оправдывается более высокой степенью достоверности результатов, отражающих влияние исследуемых параметров на показатели и характеристики судна. Естественно, что для определения всех остальных составляющих нагрузки, т. е. величин fi(L), должны применяться расчетные зависимости, гарантирующие повышенную точность получаемых результатов. Купить рулонные шторы в Орле.
На первоначальных этапах определения основных элементов судов вполне допустимо пойти по более простому пути использования аналитических зависимостей для определения N и подсчета соответствующих масс, а остальные разделы нагрузки определять укрупненно, без их детальной разбивки на отдельные составляющие.
Уравнение масс, выраженное в функции водоизмещения
Если переменные массы Р выразить в функции водоизмещения, исходное уравнение масс принимает вид:
D = Σ fi(D) + Σ fj(N) + P.
В данном случае нет нужды усложнять решение уравнения ради уточненного определения N, поскольку точность и достоверность результатов, получаемых при использовании уравнения, в данном виде будет, как правило, ниже, чем при использовании уравнения масс в функции главных размерений. Объясняется это тем, что выражение переменных масс, в первую очередь Рк, в зависимости от главных размерений лучше отражает влияние того или иного элемента на массу раздела, нежели в зависимости от водоизмещения судна. Следовательно, нет нужды в точном вычислении N, вполне допустимо определять ее по приближенным формулам. В результате уравнение преобразуется в простую зависимость:
Σ f(D) + P = 0.
Это наиболее употребительное уравнение из используемых на начальных этапах расчетов. Несмотря на отмеченные недостатки при наличии достоверных измерителей масс, полученных по близкому прототипу, решение данного уравнения приводит к достаточно точным результатам.
Уравнение масс в форме коэффициентов утилизации водоизмещения
Употребительны два коэффициента утилизации водоизмещения – по чистой грузоподъемности ηг и по дедвейту ηDW.
и
Коэффициенты утилизации водоизмещения используют для оценки качества судна, чем выше значение ηi, тем при прочих равных условиях более совершенно судно. Количественное значение коэффициентов лежат обычно в следующих пределах: ηг = 0,5 - 0,7, ηDW = 0,6 - 0,8, изменяясь в зависимости от типа судна, его размеров, скорости, дальности плавания и т.п.
Кроме этого коэффициенты используются для приближенной оценки водоизмещения на ранних этапах определения основных элементов судов.
При сопоставлении однотипных, близких по размерам судов с одинаковыми скоростями υs и дальностями плавания r можно пользоваться коэффициентом ηг, в противном случае, при различии υs или r - коэффициентом ηDW, так как сравнение коэффициентов утилизации водоизмещения по чистой грузоподъемности будет непоказательным.
Чтобы установить влияние перечисленных выше факторов на величину ηг и ηDW, поступим следующим образом
DW = D – (Рк + Рм + Ро + Рз),
Откуда
,
где – по формуле адмиралтейских коэффициентов.
Из этого выражения следует, что коэффициент ηDW увеличивается при соответственном уменьшении относительной массы корпуса судна, удельной массы механизмов и оборудования и измерителя запаса водоизмещения. Как правило значения рк, ро, рм и рз уменьшаются с увеличением размеров судов, поэтому крупным судам, как правило, присущи более высокие значения ηDW, чем более мелким судам того же назначения и с той же скоростью. Понятно, что коэффициенты утилизации водоизмещения по дедвейту у тихоходных судов оказываются выше, чем у быстроходных. Влияние на ηDW отмеченных факторов показано на рис. 6.
|