Надежность оператора
Страница 2

Внешние воздействия — факторы окружающей среды, а также характеристики объекта управления несут необходимую для решения профессиональных задач информацию и одновременно влияют на состояние функциональных систем оператора.

Штриховой линией на рис. 2 дан контур обратной связи, по которому к оператору идет информация из внешней среды — о достигнутых результатах и из внутренней среды — о затратах организма на проделанную работу. Информация обратной связи необходима доя коррекции поведения оператора. С ее помощью осуществляется самоконтроль — важнейшая составляющая надежности оператора. Если в ходе деятельности получена информация о рассогласовании достигнутых результатов с требуемыми по условиям решаемой задачи, оператор принимает решение об изменении своих действий. Информация из внутренней среды, например чувство усталости, тоже является сигналом для изменения поведения, для принятия каких-то мер по повышению надежности оператора: это сигнал о необходимости отдыха или замены оператора. Своевременное и адекватное осознание информации обратной связи — необходимое условие надежной работы судоводителя.

Определение надежности оператора-судоводителя (вахтенного помощника капитана) заключается в выявлении с максимальной достоверностью уровня профессиональных знаний судоводителя, его личных качеств, практических навыков в работе и его ответственности. Это важный и необходимый аспект кадровой и воспитательной работы, позволяющий наметить действенные меры по разрешению выявленных недостатков в подготовке персонала и в конечном итоге повысить безопасность судовождения.

В соответствии с конвенцией ПДМНВ-78/95 оценочные действия (в том числе и определение надежности судоводителей) должны производиться только уполномоченным лицом:

— имеющим надлежащий уровень знаний;

— квалифицированным в вопросе, оценка которого проводится;

— имеющим практический опыт оценки;

— умеющим при необходимости использовать тренажер;

— имеющим на руках соответствующее руководство по методам и практике предстоящей оценки.

Таким лицом может быть специалист, уполномоченный администрацией порта или судоходной компанией, а на судне — его капитан (капитан-наставник).

Определение надежности судоводителя по приведенным выше оценочным действиям может быть произведено априорно на основе абстрактного анализа различных факторов.

Предварительными факторами, подтверждающими состоятельность судоводителя, являются:

— наличие у него соответствующего диплома;

— наличие одобренного стажа работы на судне;

— соответствие уровня его профессиональной компетенции требованиям таблицы А — II/1 Конвенции ПДМНВ-78/95;

— его способность соблюдать предписываемый Конвенцией порядок несения вахты в соответствии с существующими требованиями.

Основаниями для заключения о недостаточной надежности судоводителей являются следующие инциденты с управляемым ими судном:

— столкновение данного судна;

— посадка на мель, касание грунта;

— выполнение судном ошибочных или опасных маневров;

— несоблюдение принятых путей, зон разделения движения, норм безопасности и т.п.;

— эксплуатация судна таким образом, что это представляет опасность для людей и окружающей среды.

Безопасность и правильность действий ходовой вахты на мостике достигаются не только квалификацией персонала, но и уровнем управления и организации, сложившимся на судне.

В системе управления и организации чрезвычайно важна роль стереотипов. В сущности, стереотипы (шаблоны) применительно к организации судовождения представляют собой повторяющиеся в неизменном (или подобном) виде алгоритмы действий лиц ходовой навигационной вахты на мостике.

Несмотря на творческий характер судовождения, следование стереотипам необходимо для обеспечения безопасности плавания, ибо только строгое и обязательное исполнение инструкций и руководств позволяет качественно отрабатывать все процедуры и формирует у персонала совершенные навыки.

Требования основных руководящих документов (уставов службы на судах, РШС, МППСС, конвенций, кодексов и резолюций ИМО и т.д.) по сути представляют собой единую систему строгих обязательных положений, внедряющих в навигационную практику проверенные временем стереотипы. Глубокое знание персоналом, несущим вахту на мостике, руководящих документов и следование им на практике способствует укоренению стереотипов в действиях ходовой вахты, что снижает вероятность ошибочных действий, гарантирует контроль и повышает безопасность судовождения. Кроме того, следование стереотипам повышает общую организацию мостика, уровень взаимодействия и управления.

Анализ ряда навигационных аварий и других чрезвычайных происшествий показывает, что они произошли не в результате действий чрезвычайных сил природы, а явились следствием вопиющих нарушений непреложных стереотипов судовождения. Поэтому внедрение правильных стереотипов в практику несения ходовой вахты на мостике должно стать одной из главных задач комсостава флота.

Страницы: 1 2 3 4

Площадь других зон и участков
Площадь других зон и участков можно определить исходя из удельной площади приходящейся на одного работающего. Зона ЕТО: Площадь зоны определяем количеством автомобилей, которые одновременно находятся в мойке, при этом площадь приходящую на один автомобиль принимаем 12*3=36 м2. Поскольку количество ...

Расходы на амортизацию СВАД
Расходы на амортизацию (реновацию) парка ВС рассчитываются исходя из стоимости планера и двигателей рассматриваемых типов ВС, норм амортизации на полное восстановление (реновацию) и годового производственного налета часов. Расходы на амортизацию СВАД определяются так: Где 0,08; 0,1 – годовая норма ...

Технологический расчет объекта проектирования
Определим трудоемкость работ отделения Тотд=Тг тр*Сотд, чел* ч [8, стр. 33] (63) где С отд – доля трудоемкости работ приходящаяся на данное отделение, %[8, стр. 184] ЗИЛ-130 Т’отд= 82838*2/100=1656чел*ч ИКАРУС-280 Т’’отд= 16415*2/100 =328 чел*ч Определим штатное число производственных рабочих Рт=Тп ...