Надежность оператора
Страница 2

Внешние воздействия — факторы окружающей среды, а также характеристики объекта управления несут необходимую для решения профессиональных задач информацию и одновременно влияют на состояние функциональных систем оператора.

Штриховой линией на рис. 2 дан контур обратной связи, по которому к оператору идет информация из внешней среды — о достигнутых результатах и из внутренней среды — о затратах организма на проделанную работу. Информация обратной связи необходима доя коррекции поведения оператора. С ее помощью осуществляется самоконтроль — важнейшая составляющая надежности оператора. Если в ходе деятельности получена информация о рассогласовании достигнутых результатов с требуемыми по условиям решаемой задачи, оператор принимает решение об изменении своих действий. Информация из внутренней среды, например чувство усталости, тоже является сигналом для изменения поведения, для принятия каких-то мер по повышению надежности оператора: это сигнал о необходимости отдыха или замены оператора. Своевременное и адекватное осознание информации обратной связи — необходимое условие надежной работы судоводителя.

Определение надежности оператора-судоводителя (вахтенного помощника капитана) заключается в выявлении с максимальной достоверностью уровня профессиональных знаний судоводителя, его личных качеств, практических навыков в работе и его ответственности. Это важный и необходимый аспект кадровой и воспитательной работы, позволяющий наметить действенные меры по разрешению выявленных недостатков в подготовке персонала и в конечном итоге повысить безопасность судовождения.

В соответствии с конвенцией ПДМНВ-78/95 оценочные действия (в том числе и определение надежности судоводителей) должны производиться только уполномоченным лицом:

— имеющим надлежащий уровень знаний;

— квалифицированным в вопросе, оценка которого проводится;

— имеющим практический опыт оценки;

— умеющим при необходимости использовать тренажер;

— имеющим на руках соответствующее руководство по методам и практике предстоящей оценки.

Таким лицом может быть специалист, уполномоченный администрацией порта или судоходной компанией, а на судне — его капитан (капитан-наставник).

Определение надежности судоводителя по приведенным выше оценочным действиям может быть произведено априорно на основе абстрактного анализа различных факторов.

Предварительными факторами, подтверждающими состоятельность судоводителя, являются:

— наличие у него соответствующего диплома;

— наличие одобренного стажа работы на судне;

— соответствие уровня его профессиональной компетенции требованиям таблицы А — II/1 Конвенции ПДМНВ-78/95;

— его способность соблюдать предписываемый Конвенцией порядок несения вахты в соответствии с существующими требованиями.

Основаниями для заключения о недостаточной надежности судоводителей являются следующие инциденты с управляемым ими судном:

— столкновение данного судна;

— посадка на мель, касание грунта;

— выполнение судном ошибочных или опасных маневров;

— несоблюдение принятых путей, зон разделения движения, норм безопасности и т.п.;

— эксплуатация судна таким образом, что это представляет опасность для людей и окружающей среды.

Безопасность и правильность действий ходовой вахты на мостике достигаются не только квалификацией персонала, но и уровнем управления и организации, сложившимся на судне.

В системе управления и организации чрезвычайно важна роль стереотипов. В сущности, стереотипы (шаблоны) применительно к организации судовождения представляют собой повторяющиеся в неизменном (или подобном) виде алгоритмы действий лиц ходовой навигационной вахты на мостике.

Несмотря на творческий характер судовождения, следование стереотипам необходимо для обеспечения безопасности плавания, ибо только строгое и обязательное исполнение инструкций и руководств позволяет качественно отрабатывать все процедуры и формирует у персонала совершенные навыки.

Требования основных руководящих документов (уставов службы на судах, РШС, МППСС, конвенций, кодексов и резолюций ИМО и т.д.) по сути представляют собой единую систему строгих обязательных положений, внедряющих в навигационную практику проверенные временем стереотипы. Глубокое знание персоналом, несущим вахту на мостике, руководящих документов и следование им на практике способствует укоренению стереотипов в действиях ходовой вахты, что снижает вероятность ошибочных действий, гарантирует контроль и повышает безопасность судовождения. Кроме того, следование стереотипам повышает общую организацию мостика, уровень взаимодействия и управления.

Анализ ряда навигационных аварий и других чрезвычайных происшествий показывает, что они произошли не в результате действий чрезвычайных сил природы, а явились следствием вопиющих нарушений непреложных стереотипов судовождения. Поэтому внедрение правильных стереотипов в практику несения ходовой вахты на мостике должно стать одной из главных задач комсостава флота.

Страницы: 1 2 3 4

Расчет насадок на смятие в местах соединения со стойками
Условие прочности где - расчетное усилие смятия (, , , ), кН; - соответствующая усилию площадь смятия (, , , , м2; mq – коэффициент условий работы древесины на смятие поперек волокон для расчета соединения насадок в сопряжении со стойками, принимаемый: при эксплуатации элементов конструкции выше го ...

Разработка технологического процесса сборки заднего моста автомобиля ВАЗ – 2107
Сборка заднего моста автомобиля ВАЗ – 2107 производится в порядке обратном разборке, но при условии выполнения работ по регулировке отдельных деталей. Установка и регулировка ведущей шестерни Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается подбором толщины регулировочного ...

Расчет радиолинии «ПС–АРН ВС»
а) расчет мощности принимаемого сигнала. Мощность сигнала на выходе АФУ определяется следующим образом: (1) где: Gпер, Gпр – коэффициенты усиления антенн ПС и АРН, Рпер – мощность передатчика НКА, Lсп – затухание сигнала в свободном пространстве, Lдоп – дополнительные потери энергии радиосигнала. М ...