Информационное взаимодействие

Поскольку человек в эргатичсской системе исполняет роль главного управляющего звена, от работы которого во многом зависит успешность функционирования всей системы, очень важно правильно представлять содержание и обусловленность процесса управления. Эти вопросы являются предметом рассмотрения кибернетики. Небезынтересно заметить, что слово кибернетика в переводе с древнегреческого означает «искусство кораблевождения».

С позиций кибернетики управление это воздействие на систему, имеющее целью приведение системы в заданное состояние или поддержание ее в заданном состоянии. При этом чем больше степеней свободы имеет система, тем сложнее ею управлять.

Управление — процесс информационный. Это означает, что в функционирующей управляемой системе происходят межэлементные и межуровневые информационные взаимодействия. Управляющее воздействие (команда) является реакцией на поступившую в управляющее звено информацию об изменении взаимодействий между элементами системы либо между системой и средой. Таким образом, в условиях отсутствия информации управляющие воздействия вырабатываться не будут, т.е другими словами, нет информации — нет и управления.

Управление, как процесс, состоит из отдельных этапов, совокупность которых представляет собой алгоритм этого процесса: постановка задачи →сбор информации → обработка информации → выработка альтернатив → оценка альтернатив → выбор альтернативы (решение) → команда → контроль исполнения → сравнение результатов.

Что же такое информация, каковы ее свойства, происхождение, роль Универсального определения информации, раскрывающего ее суть, не существует. В теории информации принято считать, что информация — это некоторая поддающаяся измерению сущность, позволяющая оценивать сообщения независимо от их формы. В инженерной психологии считают, что информация - это сведения, оцениваемые не по содержанию, а по уровню организации и но объему. Расплывчатость формулировок порождает дискуссионность относительно материальности информации. Однако кибернетики, умея определять количество информации, обходят эти острые углы довольно просто: они отождествляют понятия «информация» и «количество информации», употребляя их в одном и том же смысле.

Для передачи информации от источника к потребителю необходимо иметь канал передачи информации и несущий сигнал. Информационный канал характеризуется параметрами, определяющими условия прохождения по нему информации: пропускной способностью, наличием и уровнем шума. Пропускная способность канала определяет скорость прохождения информации, а наличие и уровень шумов определяются помехозащищенностью канала и зависят от принципов действия преобразователей информации на входе и выходе канала.

От наличия и уровня шума зависит потеря информации в канале. Существует несколько способов предотвращения потери информации в процессе передачи при наличии шума.

В зависимости оттого, что важнее в данном конкретном случае: скорость передачи или полное сохранение информации, выбирают тот или иной способ информационного взаимодействия — код. Для переда информации должна быть приведена к виду, соответствующему физической природе сигнала и особенностям канала. Этот процесс называется кодированием. Код, усложненный структурными закономерностями (грамматика, фонетика, синтаксис), превращается в язык.

Информация, необходимая для принятия решений при управлении системой, поступает из следующих источников:

долговременная память − мощный источник информации, накопленной человеком в течение жизни. Информация, полученная из любого другого источника, может быть использована для принятия решений только при условии ее соотнесения с информацией из долговременной памяти — кладовой всех знаний человека;

внешняя среда − информация о состоянии дел в данный момент времени, т. е. информация из настоящего времени, определяющая решение, принимаемое в данный момент, передача информации из настоящего в настоящее;

информация обратной связи — это информация о результатах предыдущего решения, т. е. информация из прошлого, определяющая настоящее решение. Передача информации из прошлого в настоящее - основной путь приобретения опыта. Чем выше уровень управления, тем большую роль играет этот источник информации;

информация предвидения — это информация об отдаленных последствиях решения, принимаемого в настоящий момент, т. е. информация из будущего в настоящее. Использовать этот источник информации может только тог. кто умеет пользоваться информацией обратной связи. Информация предвидения - это умение прогнозировать развитие ситуации. Но без анализа прошлого никакой прогноз не возможен.

Определение расчетных периодичностей технических воздействий
Определение периодичности ТО-2, нормативной для данных условий эксплуатации (L2) где: L2Н – табличная (нормативная) периодичностей ТО-2; К1 – корректирующий коэффициент, учитывающий КУЭ; К3 – корректирующий коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. L2Н=4000 [7] К1=0,8 [7] К3=0,9 [7] ...

Эксплуатация и ТО узла
Техническое обслуживание основных систем и сборочных единиц. Техническое обслуживание двигателя и его систем. Наибольший объем работ по техническому обслуживанию машины приходится на двигатель внутреннего сгорания и его системы (топливную, смазочную, охлаждения, воздухоочистки). В двигателях к наиб ...

Руководство работами по ТО и ТР
Планирование и оперативное управление работой всех производственных подразделений, организацию технической помощи на линии, подготовку неисправного автомобиля в зону ремонта обеспечивают инженер по эксплуатации, диспетчеры почтамта, а также отдел экономики предприятия. Инженер по эксплуатации обяза ...