Информационные характеристики человека
Страница 1

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Информационные характеристики человека

Человек как система, решающая профессиональные задачи, обладает многими психологическими характеристиками. Наиболее важными в процессе принятия решения являются те из них, которые имеют отношение к информационным процессам. Информационные свойства можно разделить на два класса: постоянные (инвариантные) — присущие всем лицам, принимающим решение; и индивидуальные (личностные), определяющие различия между людьми.

К инвариантным информационным характеристикам человека относятся прежде всего целенаправленность действий, наличие и структура памяти, последовательность мышления.

Цель − это субъективное представление о положении вещей, которого намерен добиться человек, осуществляющий управление системой или процессом. Отсутствие цели или недостаточно ясное ее осознание приводит к случайным исходам при управлении, которые по этой причине в ряде случаев могут быть непредсказуемыми. Разумные действия не могут быть бесцельными, но целенаправленные действия могут быть и неразумными. Цель субъекта может отличаться от объективной цели деятельности как в силу неполного или искаженного отражения истинной цели, т. е. недостаточного ее осознания, так и в силу сознательной замены одной цели другой.

Память − свойство живого запечатлевать, хранить и воспроизводить ранее запечатленную информацию. Генетическая память — это память биологического вида, она является доминантой в определении видовых признаков. Индивидуальная намять— необходимое условие существования интеллекта. Никакая умственная деятельность невозможна без наличия памяти. Намять структурно делится на несколько видов.

Долговременная память — основное хранилище информации, получаемой человеком на протяжении всей его жизни и хранимой неопределенно долгое время. Информация, которая содержится в долговременной памяти, определяет опыт, профессиональную ориентированность и нравственные установки личности. Емкость долговременной памяти столь огромна, что наука пока не может понять, для чего это нужно. Потенциал долговременной памяти на сегодняшний день не определен. К информации, хранящейся в долговременной памяти, нет непосредственного доступа. Это означает, что мы не знаем, сколько мы помним. Извлечение информации из долговременной памяти происходит через систему кратковременной памяти.

Кратковременная память — вид памяти, обусловливающий любую деятельность, поэтому эта память называется еще оперативной. Она является главной системой, где происходят процессы переработки информации, а следовательно, и процессы принятия решений. Информация из окружающей среды или из долговременной памяти поступает в оперативную память, где обрабатывается и либо используется для выработки решения, либо переходит в долговременную память для храпения, освобождая ячейки кратковременной памяти для вновь поступающей информации. Емкость оперативной памяти очень невелика, и принято считать, что она равна так называемому «магическому» числу Миллера: 7±2. Результаты экспериментальных исследований показывают, что люди могут удерживать в памяти одновременно в среднем около семи однородных объектов с разбросом среднего показателя от пяти до девяти. Американский психолог Дж. Миллер назвал это число магическим, обратив внимание на частоту появления числа семь в самых разных сферах жизни и деятельности человека. Напутствие морякам: «Семь футов под килем»— с давних пор означает пожелание успешного, безопасного плавания. В Библии говорится о семи днях творения. Эллинский мир знал семь чудес света. Семерку почитали все племена, и чем дальше в глубь веков, тем больше. И до настоящего времени в разных странах семерку считают волшебным и счастливым числом. Выдающийся ученый современности, психолог Б. Ф. Ломов объясняет это так: «Психологи и историки культуры думают, что в процессе эволюции, наряду со многими психофизиологическими константами, вроде скорости распространения нервного импульса, у человека выработалась и такая постоянная величина, как объем кратковременной памяти. Тысячелетие за тысячелетием эта константа оказывала свое влияние на выработку житейского уклада, культурных традиций, эстетических воззрений. Человеку было удобнее всего думать об однородных вещах, если число их не превышало семи».

Таким образом, человек способен оперировать лишь несколькими объектами одновременно. С увеличением сложности объектов их количество уменьшается. Этим объясняется тот факт, что в разных источниках указывается различная емкость оперативной памяти. Принято считать, что более трех сложных гипотез одновременно человек удержать в памяти не в состоянии. Гипотеза — это суждение о предвидимых событиях, представление человека, решающего задачу, о последствиях выбора альтернатив. В реальных задачах альтернативы имеют, как правило, сложную структуру, поскольку состоят из множества составляющих. Гипотезы о последствиях выбора сложных альтернатив будут еще более сложными по своей структуре. Однако во многих реальных задачах число гипотез очень велико и превышает возможности оперативной памяти по обработке информации. Для решения таких задач нужно определенное время, поскольку скорость мыслительных процессов ограничивается малой емкостью оперативной памяти. Дефицит времени, отпущенного на решение задачи, может в таком случае не позволить человеку принять правильное решение.

Страницы: 1 2 3 4 5