Информационные характеристики человека
Страница 4

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Информационные характеристики человека

Поскольку оперативное мышление, антиципация, пространственное воображение и гибкость мышления представляют собой психологические механизмы, способствующие эффективности действий оператора в сложных, проблемных ситуациях, то формированию и тренировке этих качеств должно быть уделено гораздо больше внимания в процессе подготовки судоводителей, чем это предусмотрено учебной программой в настоящее время.

Этот вывод подтверждают результаты исследования. В ходе проведенных исследований соотносились показатели психодиагностического тестирования курсантов судоводительского факультета пятого года обучения с результатами решения профессиональных судоводительских задач, моделируемых на радиолокационном тренажере-имитаторе. Были выявлены статистически значимые связи между степенью развития описанных выше интеллектуальных способностей и успешностью профессиональной подготовки будущих специалистов.

Для формирования и развития психологических механизмов, способствующих эффективности действий в экстремальных ситуациях, необходимо тренировать мыслительные способности у будущих судоводителей, используя для этого специальные тренажерные средства. Не следует при этом добиваться чрезмерной автоматизации умственных действий, затрудняющей поиск решения в критической ситуации. Неподготовленность к принятию самостоятельных решений в аварийной обстановке зарубежные специалисты связывают с формированием в процессе обучения стандартизированного мышления.

Обучение занимает центральное место в системе профессиональной подготовки. Это закономерный, целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс передачи накопленного социально-общественного опыта, его усвоения и превращения в достояние обучаемого. Профессиональное обучение оператора — составная часть общей системы обучения. Оно призвано дать оператору определенную систему знаний и сформировать у него профессиональные умения и навыки в соответствии со спецификой практической деятельности.

Поиск оптимальных средств и методов профессиональной подготовки операторов привел к разработке и внедрению тренажеров — технических средств, предназначенных для формирования у человека-оператора профессиональных навыков и умений, необходимых ему для управления СЧМ. Тренажер представляет собой модель управляемой системы, с помощью которой воспроизводится процесс ее функционирования, взаимодействия с внешней средой и предметом труда.

Применение тренажеров для подготовки судовых специалистов обусловлено прежде всего общими требованиями педагогического и экономического характера. Очевидно, например, что для овладения искусством управления судном при швартовке к причалу или к другому судну нужно приобрести в процессе учебы не только знания закономерностей движения судна, но и специальные психофизиологические навыки. Обучение швартовке, основанное на наблюдении за действиями более опытных специалистов, может растянуться на долгое время, причем этот пассивный метод, конечно, не гарантирует успешности результата. Тренировки же по выполнению швартовок на реальном судне затруднены по организационным и экономическим соображениям. Аналогичное положение наблюдается при подготовке судоводителей по вопросам обработки и использования радиолокационной информации для безопасного расхождения судов. В то же время на тренажере можно: многократно воспроизвести ту или иную ситуацию; для выработки необходимых навыков и анализа действий обучаемого изменять масштаб времени, представляя события в ускоренном или замедленном темпе; наконец, моделируемый процесс можно остановить («заморозить») в любой выбранный момент времени с тем, чтобы произвести инструктаж обучаемого или зафиксировать его внимание на ошибочных действиях.

Тренажеры незаменимы для отработки действий в экстремальных условиях, когда в реальной обстановке учить опасно. Тренажер позволяет искусственно воспроизвести аварийную ситуацию, проверить и подправить действия человека в ней; может использоваться для отработки взаимодействия групп судовых операторов (например, в составе вахтенного помощника капитана, вахтенного механика, рулевого).

Большой интерес при подготовке судовых специалистов представляют адаптивные тренажеры, которые обеспечивают автоматическое управление учебным процессом на основании анализа информации о качестве выполнения оператором учебных задач и его функционального состояния. С помощью адаптивных тренажеров осуществляется индивидуализация обучающих воздействий по последовательности предъявления задач, скорости выдачи информации и другим показателям в зависимости от способности обучаемого и достигнутого им уровня обученности.

При обучении на тренажерах предлагается моделировать ситуации пяти уровней, последовательно повышающих обученность человека-оператора. Ситуации первого уровня предусматривают обучение и тренировки при штатном режиме работы моделируемой системе "человек-машина". Ситуации второго уровня связаны с введением отказов техники. Оценка обученности в этих ситуациях определяется достижением поставленной перед оператором цели. В ситуациях третьего уровня обучаемый действует в составе группы соревнующихся испытуемых, которые решают одну и ту же задачу. Оценка базируется на сравнении результатов, достигнутых различными операторами. Ситуации четвертого уровня аналогичны предыдущим, но в ходе их реализации производится окончательная отработка всей последовательности действий оператора в соответствии с оптимальным алгоритмом решения данной задачи. Ситуации пятого уровня создаются при обучении деятельности с противоположными интересами взаимодействующих систем. В условиях дефицита времени и высокой эмоциональной напряженности, обусловленной взаимным противодействием обучаемых, вырабатываются волевые качества, проявляются глубинные свойства личности. Соревновательный режим в ситуациях этого уровня обеспечивает возможность ранжирования операторов по уровню их профессиональной подготовленности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Расчёт интервалов закрепления рельсовых плетей
Расчётный температурный интервал закрепления рельсовых плетей вычисляется по формуле (2.6) Границы расчётног интервала закрепления, то есть наименьшую mintз и наибольшую maxtз температуры закрепления, определяются по формулам (2.7) (2.8) — для прямого участка: ˚С; ˚С; ˚С. — для криво ...

Характеристика сравниваемых типов воздушных судов
№ п\п Характеристики Типы ВС базовый Ту204В внедряемый Ту154М 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Год внедрения Взлетная масса ВС, т. Масса снаряженного ВС, т. Количество двигателей, шт. Взлетная мощность, л.с. тяга, т.с. Часовой расход топлива с учетом расхода на земле, т/ч. Скорость: - крейсер ...

Организация пассажиропотоков на вокзале
Распределение пассажиропотоков на вокзале и на платформах обеспечивает: - поточность основных операций по отправлению и прибытию пассажиров; - исключение встречности и пересечений основных пассажиропотоков; - короткие и удобные переходы пассажиров с привокзальной площади к поездам и обратно; - изол ...