Структура задам управления. Риск
Страница 3

Если рекомендации о выборе решения, полученные по разным критериям, совпадают — это лучшее подтверждение оптимальности решения, если нет - анализ решений с учетом их сильных и слабых сторон, а также исходные цели задачи подскажут наиболее приемлемое решение. В данном случае по всем критериям наилучшей стратегией является А2 — следование рекомендованным курсом.

Теория рациональных решений отвечает на вопросы: «Как принимать рациональные решения?» и «Какие из альтернатив оптимальны?». Эта теория опирается на два основных постулата:

1. Постулат последовательности. «Для принятия рационального решения следует упорядочить совокупность альтернатив по предпочтительности с позиций лица, принимающего решения».

Важнейшим свойством упорядочивания является транзитивность: если X > Y и Y > Z, то X > Z. С позиций формальной логики транзитивность неуязвима. Однако действительность показывает, что человеческие предпочтения зачастую нетранзитивны. и при этом непоследовательное поведение нельзя назвать иррациональным. Это иллюстрируется с помощью следующего примера.

Выпускнику при распределении на работу предложили три места: А1, А2 и А3. Его притязания определяются, предположим, тремя элементами: зарплатой (З), возможностью сделать карьеру (К), интересностью работы (И), которые он оценивает по трехбалльной системе в зависимости от места работы:

З К И

А1 3 1 2

А2 2 3 1

А3 1 2 3

Для выбора наилучшего варианта необходимо сравнить все альтернативы попарно. Сравнивание показывает, что А1 по двум показателям из трех лучше, чем А2; А2 по двум показателям из трех лучше, чем А3. Это означает, что А1> А2, А2 > А3. А вот А3 по двум показателям из трех лучше, чем А1, т. е. А3> А1. Налицо нарушение транзитивности, и, следовательно, задача рационально не решается (не выполняется постулат последовательности). Для решения необходимо сначала упорядочить по предпочтительности сами притязания.

2. Постулат максимизации. Окончательным условием рационального решения является выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию того, кто принимает решение. В вышеприведенном примере притязание, стоящее первым в упорядоченном по предпочтительности ряду, является целевой функцией, и на основании постулата о максимизации А1 есть наилучшее решение по зарплате, А2 - по карьере и A3 -по интересу. Следует иметь в виду, что в ряде задач целевая функция минимизируется, т. е. имеет нижнее экстремальное значение.

Нарушение правил безопасности мореплавания непосредственно связано с индивидуальными качествами отдельных людей, чаще всего отрицательными: недисциплинированностью, халатностью и беспечностью, некомпетентностью, эмоциональной неустойчивостью и т.п. Такие причины и предпосылки аварийных случаев, в которых проявляется виновность конкретного человека, объединяют понятием «личный фактор». Это понятие включает в себя характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.

Требования к лицам судового экипажа, их обязанности и ответственность с достаточной полнотой изложены в Уставе службы на судах морского флота, в НШС, в целом ряде других нормативных документов. Большинство требований, указаний, рекомендаций отвечает на вопрос — ЧТО нужно делать, чтобы не было аварий.

При рассмотрении ошибок и нарушений, явившихся непосредственными причинами и первопричинами аварийных случаев, необходимо конкретизировать это "ЧТО", стараясь в то же время, насколько это возможно, ответить на вопрос — КАК должно быть выполнено то или иное известное требование обеспечения безопасности плавания, в отношении влияния "человеческого фактора". Поэтому кратко необходимо обобщить сказанное, останавливаясь лишь на самых важных, основополагающих мерах, обязанностях, приемах их выполнения, создающих основу безаварийного плавания.

Ниже приведены некоторые рекомендации, отражающие практику безаварийного плавания. Принятие их молодыми штурманами способствовало бы повышению безопасности мореплавания:

- любое сомнение (в месте судна, ситуации сближения, успешности выполнения начатого маневра при швартовке и т. д.) должно трактоваться в пользу опасности — «Считай себя ближе к опасности!»;

- при планировании рейса в сложных условиях следует принимать к учету и возможности подмены капитана старшим помощником, а также численного усиления вахты;

- как бы тщательно ни был спланирован маневр, всегда нужно иметь в виду возможность неудачи, планируя и запасной вариант;

- умение критически оценить собственные действия, отказаться от начатой операции или первоначального намерения в связи с изменением обстановки, не пытаться «загонять» новые условия в свою прежнюю версию — признак опыта и высокой квалификации;

Страницы: 1 2 3 4

Расчет межпоездного интервала
Межпоездной интервал - это время, которым разграничивают поезда при следовании по перегонам, так, чтобы сзади идущий поезд не снижал скорость из-за несвоевременного освобождения блок-участков поездом, идущим впереди. Рисунок 6 – Графическое изображение и схема расположения поездов Расчет: t р = 0,0 ...

Вычисление направлений и углов поворота
По топографической карте в системе условных координат путем непосредственных графических измерений определены ординаты х и абсциссы у вершин углов поворота, начала НТ и конца КТ трассы, которые приведены в табл. 3.1 Координаты углов поворота, начала и конца трассы Таблица 3.1 Вершина угла поворота ...

Расчет механизма передвижения моста
Выбор двигателя. Исходя из задания скорость передвижения крана Vкр = 65 м/мин = 1,083 м/с, масса моста с механизмом передвижения равна Gм = 157000 кг, ранее принятая масса тележки Gт = 42000 кг. Общая масса крана : Gо = Gт + Gм = 42000 + 157000 = 199000 кг. По табличным значениям определяем диаметр ...