Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 2

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

Несмотря на систематическое падение продуктивности работы в третьей фазе вахты, перед концом нередко наблюдается улучшение настроения, чувство усталости временно ослабевает, показатели деятельности могут несколько улучшиться — это так называемый период «конечного порыва».

В послерабочий период происходит восстановление сил. Вначале человек ощущает большую усталость, чем во время деятельности, но затем это чувство и объективные проявления усталости исчезают. Наступает период, благоприятный для начала очередной вахты. От того, насколько полноценным был отдых после работы, зависит степень восстановления работоспособности человека.

Изменение работоспособности происходит не только под влиянием интенсивной нагрузки. Судоводители несут и такие вахты, которые не требуют большого расхода физических и творческих сил, хотя и предполагают их готовность к немедленному использованию. Это вахты при плавании в открытом море с невысокой плотностью движения встречных судов, благоприятными гидрометеорологическими условиями и т. п. Такие вахты проходят в состоянии постоянного ожидания и поддержания необходимого уровня внимания и бдительности. В этих условиях проявляется другое, не менее опасное для судоводителей состояние, чем утомление— состояние монотонии. Само название этого состояния говорит о том, что оно является следствием какого-то однообразия. Речь идет о явлении, на первый взгляд, удивительном, когда при уменьшении нагрузки работоспособность не повышается, а понижается.

Монотония вызывается однообразием обстановки, обедненностью окружающей среды раздражителями, недостатком информации для восприятия. Она переживается как какая-то своеобразная, тяжело переносимая скука, как отупление от топтания на месте, что-то вроде дурмана. В отличие от утомления, которое снимается достаточно продолжительным отдыхом, монотония проходит довольно быстро при изменении условий деятельности, например, при появлении нового сигнала или объекта. Монотония особенно тяжело переживается потому, что она порождает тормозное действие, сонливость, и чтобы ее преодолеть, человеку приходится за счет волевых усилий поддерживать необходимый уровень бодрствования. Когда же требуется длительное время подобным образом сохранять высокий уровень внимания, то такая работа превращается в тяжелый и напряженный труд. Поэтому деятельность оператора при монотонной работе зачастую приравнивается к экстремальному режиму труда.

Для судоводителей вахта с «недогрузкой» при длительном ожидании плоха еще и тем, что при внезапном усложнении обстановки, когда требуются энергичные и точные действия, возникает явление вторичной врабатываемости. Проявляется это в том, что в новой обстановке судоводителю может понадобиться некоторое время для перехода из заторможенного состояния в состояние высокой работоспособности.

Исследования активности головного мозга человека показали, что период высокой работоспособности при монотонной работе составляет 10-12 мин, после чего начинается ее снижение, связанное с развитием процесса торможения, и для поддержания внимания на должном уровне уже необходимо привлечение дополнительных усилий. Давно установлена связь между двигательной активностью и активизацией умственной деятельности. Поэтому для поддержания необходимого уровня бодрствования полезно совершать различные движения, от крупных — хождение по помещению рубки, до мелких — перебирание в руках небольших предметов. Большую опасность для работоспособности оператора представляют всякие успокоительные лекарства, снимающие страх, тревогу: транквилизаторы типа триоксазина, тазепама и другие, которые сильно понижают концентрацию внимания, волевую регуляцию, вызывают сопливость; руки и ноги под влиянием этих средств становятся «ватными», нарушается координация движений. Принимая лекарство для успокоения, расслабления, человек не представляет себе, насколько долговременным и сильным может оказаться его затормаживающее действие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Выбор схемы прокладки сборных поездов на графике
От выбранной схемы прокладки сборных поездов на графике зависят прежде всего расходы, связанные со временем нахождения местных вагонов на участке, с эксплуатацией локомотивов. Поскольку в проекте предлагается рассмотрение вариантов прокладки сборных поездов, отличающихся лишь временем их назначения ...

Стадии проектирования судна
Процесс проектирования судна, согласно ГОСТ 2.103, разделяется на несколько стадий. Как уже указывалось, непосредственному проектированию судна, т.е. решению внутренней задачи ТПС, должно предшествовать решение задачи внешней, которая начинается с определения оптимального состава. Сам процесс разра ...

Определение ориентировочного количества рабочих постов
, (5) где - доля постовых работ; – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, ; – годовой фонд времени явочного рабочего, ; Фя =2008; – количество рабочих смен в сутки, ; – количество рабочих на одном посту, ; ; - коэффициент использования поста, . ; . Итого принимаем 4 поста. К ...