Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 6

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

Кроме того, необходимо помнить, что сигнальная функция эмоций заключается в прогнозе истощения, в его предвидении и предсказании и зачастую срабатывает заблаговременно, тогда, когда ресурсы еще есть. Человек же, привыкший к определенному режиму питания, к комфорту и сытости, испытывая приступ голода, впадает в панику. В таком случае страх умереть от голода разрушает сильнее самого голода.

Механизм эмоционального реагирования, эмоциональной регуляции поведения, как любой механизм адаптации, в общем итоге способствует выживанию вида, но в отдельных проявлениях может оказаться не столько полезным, сколько вредным. Так, эмоции ярости, гнева удесятеряют силы в момент схватки, но они лишают человека осторожности и осмотрительности и тем самым могут привести его к гибели.

Безусловно, идеальным можно было бы назвать такой вариант эмоционального реагирования человека, при котором чрезмерно сильные эмоции не возникают вообще, что в принципе возможно при высокой способности к саморегуляции. Однако, учитывая, что мы имеем дело с реальной жизнью и реальными, зачастую далеко не идеальными людьми, в том числе и судоводителями, не проходившими ни профессионального психологического отбора, ни специального обучения методам саморегуляции, приходится признать, что неадекватные эмоциональные реакции довольно часто допускаются людьми и не всегда находят достойное проявление. Неотреагированные эмоции и как следствие нарушения здоровья также представляют собой вполне реальные проблемы. Поэтому, если сильные отрицательные эмоции в силу каких-либо обстоятельств все же возникли, человеку необходимо найти такие способы их разрядки, которые согласуются с нормами поведения в обществе.

Проблема отреагирования эмоций характеризуется особой острогой в условиях групповой изоляции — в экспедициях, в космических полетах, в экипажах судов дальнего плавания. Незаменимым средством для поддержания устойчивого настроения в коллективе является юмор. Юмор помогает приходить в хорошее расположение духа, и тому есть как минимум две причины: во-первых, это тоже своеобразное отреагирование, хотя и не агрессивное, — словами и в виде смеха (а это приводит к хорошей разрядке); во-вторых, взгляд на ситуацию со стороны, изменение отношения к происходящему, открытие смешной стороны события — все это приводит к перестройке чувств и преодолению неприятных переживаний.

При формировании команд, экипажей и других групп, предназначенных для совместной деятельности, не мешало бы учитывать среди критериев подбора и наличие чувства юмора. Его учитывал, в частности, Тур Хейердал при подборе экипажа «Кон-Тики»: «Грозовые тучи, низкое давление и ненастная ног ода будут представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характеров шести человек, которым придется месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка столь же полезна, как спасательный пояс».

Эмоциональное состояние часто оказывается теснейшим образом связанным с состоянием стресса. Взаимосвязь эта носит двоякий характер: с одной стороны, само эмоциональное напряжение может привести к состоянию стресса; с другой стороны, стресс, как правило, сопровождаем определенными эмоциональными состояниями. При этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызвано физическим воздействием (травмой, переохлаждением или перегреванием), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями на ситуацию в виде тревоги, депрессии или бессильного гнева. Более того, угроза, даже не сопровождающаяся никаким физическим воздействием, или неприятные жизненные события (утрата близкого человека, понижение по службе, потеря уважения со стороны значимых лиц) вызывают интенсивные проявления стресса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Механический привод управления клапаном-дросселем
Механическую связь дросселя с клапаном-дросселем можно осуществить двумя способами: с помощью рычагов и тяг (рис.6-37) и с помощью троса (рис.6-38). Устройство клапана-дросселя с механическим приводом управления весьма похоже на устройство регулятора давления. Он также состоит из клапана и пружины, ...

Выбор соединительной муфты
Для соединения валов двигателя и редуктора выбираем тип муфты – зубчатая с промежуточным валом. Такая муфта хорошо компенсирует возможные неточности монтажа и может передавать большие крутящие моменты. Диаметры концов : dв.быстр =110 мм, dв.дв = 90 мм. По таблице выбираем типоразмер муфта 2-16000-9 ...

Требования к производственной санитарии, гигиене и охране окружающей среды
Помещение сварочного цеха всегда должно быть чистым, пол не должен быть захламленным и скользким. На данном участке большое внимание должно уделяться охране окружающей среды. Главным источником загрязнения природы при работе участка являются: ● Отработавший карбид. ● Выделяющиеся при св ...