Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 6

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

Кроме того, необходимо помнить, что сигнальная функция эмоций заключается в прогнозе истощения, в его предвидении и предсказании и зачастую срабатывает заблаговременно, тогда, когда ресурсы еще есть. Человек же, привыкший к определенному режиму питания, к комфорту и сытости, испытывая приступ голода, впадает в панику. В таком случае страх умереть от голода разрушает сильнее самого голода.

Механизм эмоционального реагирования, эмоциональной регуляции поведения, как любой механизм адаптации, в общем итоге способствует выживанию вида, но в отдельных проявлениях может оказаться не столько полезным, сколько вредным. Так, эмоции ярости, гнева удесятеряют силы в момент схватки, но они лишают человека осторожности и осмотрительности и тем самым могут привести его к гибели.

Безусловно, идеальным можно было бы назвать такой вариант эмоционального реагирования человека, при котором чрезмерно сильные эмоции не возникают вообще, что в принципе возможно при высокой способности к саморегуляции. Однако, учитывая, что мы имеем дело с реальной жизнью и реальными, зачастую далеко не идеальными людьми, в том числе и судоводителями, не проходившими ни профессионального психологического отбора, ни специального обучения методам саморегуляции, приходится признать, что неадекватные эмоциональные реакции довольно часто допускаются людьми и не всегда находят достойное проявление. Неотреагированные эмоции и как следствие нарушения здоровья также представляют собой вполне реальные проблемы. Поэтому, если сильные отрицательные эмоции в силу каких-либо обстоятельств все же возникли, человеку необходимо найти такие способы их разрядки, которые согласуются с нормами поведения в обществе.

Проблема отреагирования эмоций характеризуется особой острогой в условиях групповой изоляции — в экспедициях, в космических полетах, в экипажах судов дальнего плавания. Незаменимым средством для поддержания устойчивого настроения в коллективе является юмор. Юмор помогает приходить в хорошее расположение духа, и тому есть как минимум две причины: во-первых, это тоже своеобразное отреагирование, хотя и не агрессивное, — словами и в виде смеха (а это приводит к хорошей разрядке); во-вторых, взгляд на ситуацию со стороны, изменение отношения к происходящему, открытие смешной стороны события — все это приводит к перестройке чувств и преодолению неприятных переживаний.

При формировании команд, экипажей и других групп, предназначенных для совместной деятельности, не мешало бы учитывать среди критериев подбора и наличие чувства юмора. Его учитывал, в частности, Тур Хейердал при подборе экипажа «Кон-Тики»: «Грозовые тучи, низкое давление и ненастная ног ода будут представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характеров шести человек, которым придется месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка столь же полезна, как спасательный пояс».

Эмоциональное состояние часто оказывается теснейшим образом связанным с состоянием стресса. Взаимосвязь эта носит двоякий характер: с одной стороны, само эмоциональное напряжение может привести к состоянию стресса; с другой стороны, стресс, как правило, сопровождаем определенными эмоциональными состояниями. При этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызвано физическим воздействием (травмой, переохлаждением или перегреванием), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями на ситуацию в виде тревоги, депрессии или бессильного гнева. Более того, угроза, даже не сопровождающаяся никаким физическим воздействием, или неприятные жизненные события (утрата близкого человека, понижение по службе, потеря уважения со стороны значимых лиц) вызывают интенсивные проявления стресса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Определение необходимого количества стоек регистрации при порейсовом и свободном методах
Оптимальное число мест регистрации и в операционном зале должно удовлетворять двум условиям: 1.обеспечивать отсутствие больших очередей у стоек регистрации и достаточную скорость обслуживания пассажиров; 2.обеспечивать достаточную занятость сотрудников аэровокзала и не допускать их длительного прос ...

Определение годового объема работ
ТВСП = (Т1 Г + Т2 Г + ТТР Г). КВСП/100 где ТВСП – годовой объем вспомогательных работ по АТП, чел. ч; КВСП – объем вспомогательных работ, зависит от количества автомобилей, (до 50 авт. – 30%, от 100 до 125 – 25%, свыше 250 – 20%). КамАЗ 44108 ТВСП = (6216,76+ 11780,8+ 29223,1). 30/100 = 14166,2 КрА ...

Характеристика перекрестка ул. Сурикова - ул. Ленина
Данный перекресток - является регулируемым, двух фазным, четырехсторонним. В первой фазе едут автомобили по улице Сурикова в прямом направлений и налево, а во второй - по улице Ленина в прямом направлении и направо. По ул. Сурикова и Ленина движение транспортных средств осуществляется по трем полос ...