Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 3

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

Давно и всем известно о влиянии алкогольного опьянения на работоспособность оператора, особенно водителя транспортных средств: алкоголь рассеивает внимание, понижает память, ухудшает координацию движений, волевую регуляцию и т. д. Однако бытует, на первый взгляд, логичное представление о том, что при принятии большой дозы спиртного такие нарушения всех необходимых для деятельности оператора качеств действительно существенны, при употреблении же небольшого количества алкоголя их снижение будет столь незначительным, что этим можно пренебречь. Опыт расследования дорожно-транспортных происшествий показывает, что большинство аварий на дорогах, вызванных алкогольным опьянением, возникает именно при таких небольших дозах. Причина не только в снижении физиологических возможностей человека, но и в действии других, чисто психологических факторов, в частности, в искажении под воздействием алкоголя самооценки человека.

Если в трезвом состоянии самооценка человека соответствует его фактическим возможностям, то при легком опьянении фактические возможности человека несколько снижаются, по при этом он почти не чувствует опьянения. Более того, под влиянием тонизирующего воздействия небольшой дозы алкоголя он чувствует прилив сил и свои возможности начинает оценивать значительно выше, чем они есть на самом деле. Выражается это в том, что задачи, которые в трезвом состоянии представлялись ему достаточно сложными и опасными, теперь расцениваются как довольно простые. Недостаточная мобилизация сил на их решение, недостаточная бдительность, притупление чувства опасности — все это приводит к ошибкам и. как следствие, к аварии.

Динамика работоспособности судоводителя в течение рейса имеет те же закономерности, что и в течение одной вахты. В начале рейса судоводитель не всегда способен быстро и полностью войти в рабочий ритм. Исследования показали, что период врабатываемости может длиться несколько суток. Так, установлено, что процесс освоения на мостике судоводителя, вернувшегося после отпуска на свое же судно, занимает около недели. Надежность несения вахты в этот период снижается. Многомесячное пребывание в море негативно сказывается на работоспособности. С течением времени накапливается утомление, что проявляется в увеличении частоты ошибок. Известны случаи тяжелых аварий на морском флоте, в которых одной из главных причин ошибок и упущений капитанов являлось утомление. Сказывается и монотонность деятельности, ограниченность и стабильность круга общения. Под воздействием одних и тех же раздражителей у человека развивается торможение коры головного мозга, что проявляется в утрате широты интересов, снижении целеустремленности, нежелании что-либо делать, двигаться, повышенной сонливости.

Особое значение для эффективности деятельности оператора имеют эмоциональные и стрессовые состояния. Учитывая влияние, которое оказывают на качество работы оператора эмоциональные и стрессовые состояния, ниже мы рассмотрим их более подробно.

Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции как механизм приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды. Роль эмоций в регуляции поведения человека очень велика. Принято выделять три главных функции эмоций:

1) функция переключения физиологической активности на «аварийный режим», приспособление к экстремальным обстоятельствам;

2) сигнальная функция, предупреждающая об опасности истощения энергетических ресурсов организма;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Определение геометрических параметров двигателя
1. Рабочий объем цилиндра двигателя: , . 2. Определяем диаметр цилиндра D и ход поршня S. Обозначим отношение . Тогда , откуда . Значение m принимаем: m = 1,236. . 3. Ход поршня: S = m∙D = 1,236∙0,110 = 0,136 м. 4. Общий рабочий объем двигателя: i∙Vh = 9∙1,31∙10-3 = 11 ...

Работа СКВ при запуске двигателей
При включении главного переключателя запуска двигателей происходит следующее: - фиксируемые обратные клапаны 5102А фиксируются в открытом положении; - закрываются заслонки сброса воздуха 1919Т двигателей №1 и №3; - закрывается заслонка 1919Т эжектирования ВВТ 5307АТ среднего двигателя (если включен ...

Время загрузки и выгрузки автобетоносмесителей Stetter
Время загрузки: KS-бетон (тяжелый): 15 сек/м3 KP-бетон (облегченный): 10 сек/м3 KR-бетон (легкий): 5 сек/м3 Время выгрузки: KS-бетон (тяжелый): 90 сек/м3 KP-бетон (облегченный): 30-40 сек/м3 KR-бетон (легкий): 20-30 сек/м3 • Максимальный объем заполнения благодаря высокому уровню ватерлинии • Оптим ...