Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 4

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

3) функция закрепления полезного жизненного опыта.

Древним предкам современного человека часто приходилось сталкиваться с неравномерностью нагрузок: во время охоты, схватки с противником, бегства от опасности, в других обстоятельствах, угрожающих жизни, зачастую требовалась мобилизация и отдача всех сил. Состояние готовности к действиям в экстремальной ситуации связано с очень высокими энергетическими затратами, с неэкономным расходованием питательных веществ и износом организма, поэтому оно не может быть постоянным. Эмоции являются тем механизмом, который в нужный момент мобилизует организм на функционирование в таком интенсивном режиме, что позволяет развить высокую мощность, когда в ней есть необходимость. В этом и состоит первая приспособительная функция эмоций. Так, например, эмоции злости, ярости (или в других случаях — страха ужаса) вызывают изменения в деятельности внутренних систем организма: гормональной, кровоснабжения, дыхания, пищеварения и др., направленные на обеспечение боевой готовности или готовности к бегству.

Другая функция эмоций — сигнальная, проявляется в том. что с помощью эмоций отражается внутреннее состояние систем организма, осуществляется прогноз возможных негативных последствий и предупреждение об опасности истощения резервов организма. 'Гак, голод и жажда сигнализируют о том, что запасы питательных веществ и воды в организме оскудели. Чувство усталости — о том, что возможно истощение энергетических резервов в мышцах. Боль — сигнал о повреждении тканей тела и угрозе гибели.

Третья приспособительная функция эмоций — участие в процессе обучения и накопления опыта. Положительные эмоции, возникшие в результате взаимодействия организма со средой, способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные - заставляют избегать вредоносных воздействий. Можно сказать, что с помощью эмоций информация, записывающаяся в долговременной памяти человека, ранжируется по уровню значимости.

Эмоции дают самую общую оценку ситуации по типу: «полезно — вредно», «опасно — безопасно», «приятно — неприятно». Это обработка информации происходит по эмоциональным программам главным образом с целью выявления возможной угрозы для жизни и здоровья и быстрой настройки организма на соответствующий способ реагирования. У человека обработка информации, как правило, начинается с эмоциональных программ (особенно это касается новой, незнакомой информации). После такой грубо приближенной обработки включаются более дифференцированные, более точные программы — мыслительные, которые возникли в ходе эволюции позднее эмоциональных программ. Но такая схема не является жесткой. Промежуточные результаты обработки информации по логическим программам оказывают обратное влияние на протекание эмоций и чувств.

Как и всякая оценка действительности, эмоциональная оценка может быть ошибочной. Воздействуя на мышление и поведение человека, она приводит к ошибкам и сбоям в принятии решений.

С чем связаны ошибки в эмоциональной обработке информации? На степень адекватности эмоционального реагирования оказывают влияние следующие факторы:

1) характеристики ситуации: сложность задач, динамизм среды, неопределенность, противоречивость информации. Ошибки, связанные с общими закономерностями обработки информации, в частности, ошибки восприятия, внимания, логического мышления оказывают влияние па эмоциональную оценку ситуации. Как видим, уровень развития интеллектуальных способностей, обеспечивающих протекание информационных процессов, не менее важен и для нормального протекания эмоциональных процессов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Принципиальная схема топливной системы
Система топливоподачи предназначена для бесперебойной подачи топлива от топливных баков к рабочим форсункам двигателя в количестве, обеспечивающем его нормальную работу на всех режимах и при любых внешних услрвиях. Основными топливами двигателей гражданской авиации являются керосины ТС-1 и Т-1. В м ...

Мультимодальные и смешанные грузоперевозки и доставка грузов
· Разработка индивидуальной транспортной схемы перевозки, наиболее выгодной по соотношению стоимости, сроков и надежности доставки. · Комбинированные перевозки грузов всеми видами транспорта, включая железнодорожный, морской/речной, автомобильный и авиатранспорт. · Доставка груза по принципу «Door- ...

Система холостого хода
Во время работы двигателя на режиме холостого хода (рис.3) топливо поступает через жиклер 14 системы холостого хода, установленный в колодце 4. Если дроссельная заслонка 8 прикрыта, то за ней создается сильное раздражение, и воздух с большой скоростью проходит через узкие щели между заслонкой и сте ...