Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 4

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

3) функция закрепления полезного жизненного опыта.

Древним предкам современного человека часто приходилось сталкиваться с неравномерностью нагрузок: во время охоты, схватки с противником, бегства от опасности, в других обстоятельствах, угрожающих жизни, зачастую требовалась мобилизация и отдача всех сил. Состояние готовности к действиям в экстремальной ситуации связано с очень высокими энергетическими затратами, с неэкономным расходованием питательных веществ и износом организма, поэтому оно не может быть постоянным. Эмоции являются тем механизмом, который в нужный момент мобилизует организм на функционирование в таком интенсивном режиме, что позволяет развить высокую мощность, когда в ней есть необходимость. В этом и состоит первая приспособительная функция эмоций. Так, например, эмоции злости, ярости (или в других случаях — страха ужаса) вызывают изменения в деятельности внутренних систем организма: гормональной, кровоснабжения, дыхания, пищеварения и др., направленные на обеспечение боевой готовности или готовности к бегству.

Другая функция эмоций — сигнальная, проявляется в том. что с помощью эмоций отражается внутреннее состояние систем организма, осуществляется прогноз возможных негативных последствий и предупреждение об опасности истощения резервов организма. 'Гак, голод и жажда сигнализируют о том, что запасы питательных веществ и воды в организме оскудели. Чувство усталости — о том, что возможно истощение энергетических резервов в мышцах. Боль — сигнал о повреждении тканей тела и угрозе гибели.

Третья приспособительная функция эмоций — участие в процессе обучения и накопления опыта. Положительные эмоции, возникшие в результате взаимодействия организма со средой, способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные - заставляют избегать вредоносных воздействий. Можно сказать, что с помощью эмоций информация, записывающаяся в долговременной памяти человека, ранжируется по уровню значимости.

Эмоции дают самую общую оценку ситуации по типу: «полезно — вредно», «опасно — безопасно», «приятно — неприятно». Это обработка информации происходит по эмоциональным программам главным образом с целью выявления возможной угрозы для жизни и здоровья и быстрой настройки организма на соответствующий способ реагирования. У человека обработка информации, как правило, начинается с эмоциональных программ (особенно это касается новой, незнакомой информации). После такой грубо приближенной обработки включаются более дифференцированные, более точные программы — мыслительные, которые возникли в ходе эволюции позднее эмоциональных программ. Но такая схема не является жесткой. Промежуточные результаты обработки информации по логическим программам оказывают обратное влияние на протекание эмоций и чувств.

Как и всякая оценка действительности, эмоциональная оценка может быть ошибочной. Воздействуя на мышление и поведение человека, она приводит к ошибкам и сбоям в принятии решений.

С чем связаны ошибки в эмоциональной обработке информации? На степень адекватности эмоционального реагирования оказывают влияние следующие факторы:

1) характеристики ситуации: сложность задач, динамизм среды, неопределенность, противоречивость информации. Ошибки, связанные с общими закономерностями обработки информации, в частности, ошибки восприятия, внимания, логического мышления оказывают влияние па эмоциональную оценку ситуации. Как видим, уровень развития интеллектуальных способностей, обеспечивающих протекание информационных процессов, не менее важен и для нормального протекания эмоциональных процессов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Расчет наличной пропускной способности участка Е-К при параллельном графике
Наличная пропускная способность участка при параллельном графике определяется по формуле: N нал пар = (1440 - t тех ) / T пер · αн · k , (10) где tтех – технологический перерыв; αн – коэффициент надежности работы технически устройств. Nналпар = (1440 – 60) / 55 · 0,9 · 1 = 22 пары поездов ...

Организация труда на объекте проектирования
Оптимальные условия трудового процесса – это безопасность выполняемых работ, здоровые условия труда, его высокая производительность при минимальной и наличие благоприятной внешней среды. Важную роль при этом играет цветное решение интерьера и оборудования. Эстетические условия труда На данном объек ...

Построение внешней скоростной характеристики
Внешняя скоростная характеристика двигателя необходима для получения тяговой характеристики автомобиля. Наиболее точно внешнюю скоростную характеристику вновь проектируемого двигателя можно построить по результатам теплового расчета, проведенного для нескольких режимов работы (при различных числах ...