Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 4

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

3) функция закрепления полезного жизненного опыта.

Древним предкам современного человека часто приходилось сталкиваться с неравномерностью нагрузок: во время охоты, схватки с противником, бегства от опасности, в других обстоятельствах, угрожающих жизни, зачастую требовалась мобилизация и отдача всех сил. Состояние готовности к действиям в экстремальной ситуации связано с очень высокими энергетическими затратами, с неэкономным расходованием питательных веществ и износом организма, поэтому оно не может быть постоянным. Эмоции являются тем механизмом, который в нужный момент мобилизует организм на функционирование в таком интенсивном режиме, что позволяет развить высокую мощность, когда в ней есть необходимость. В этом и состоит первая приспособительная функция эмоций. Так, например, эмоции злости, ярости (или в других случаях — страха ужаса) вызывают изменения в деятельности внутренних систем организма: гормональной, кровоснабжения, дыхания, пищеварения и др., направленные на обеспечение боевой готовности или готовности к бегству.

Другая функция эмоций — сигнальная, проявляется в том. что с помощью эмоций отражается внутреннее состояние систем организма, осуществляется прогноз возможных негативных последствий и предупреждение об опасности истощения резервов организма. 'Гак, голод и жажда сигнализируют о том, что запасы питательных веществ и воды в организме оскудели. Чувство усталости — о том, что возможно истощение энергетических резервов в мышцах. Боль — сигнал о повреждении тканей тела и угрозе гибели.

Третья приспособительная функция эмоций — участие в процессе обучения и накопления опыта. Положительные эмоции, возникшие в результате взаимодействия организма со средой, способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные - заставляют избегать вредоносных воздействий. Можно сказать, что с помощью эмоций информация, записывающаяся в долговременной памяти человека, ранжируется по уровню значимости.

Эмоции дают самую общую оценку ситуации по типу: «полезно — вредно», «опасно — безопасно», «приятно — неприятно». Это обработка информации происходит по эмоциональным программам главным образом с целью выявления возможной угрозы для жизни и здоровья и быстрой настройки организма на соответствующий способ реагирования. У человека обработка информации, как правило, начинается с эмоциональных программ (особенно это касается новой, незнакомой информации). После такой грубо приближенной обработки включаются более дифференцированные, более точные программы — мыслительные, которые возникли в ходе эволюции позднее эмоциональных программ. Но такая схема не является жесткой. Промежуточные результаты обработки информации по логическим программам оказывают обратное влияние на протекание эмоций и чувств.

Как и всякая оценка действительности, эмоциональная оценка может быть ошибочной. Воздействуя на мышление и поведение человека, она приводит к ошибкам и сбоям в принятии решений.

С чем связаны ошибки в эмоциональной обработке информации? На степень адекватности эмоционального реагирования оказывают влияние следующие факторы:

1) характеристики ситуации: сложность задач, динамизм среды, неопределенность, противоречивость информации. Ошибки, связанные с общими закономерностями обработки информации, в частности, ошибки восприятия, внимания, логического мышления оказывают влияние па эмоциональную оценку ситуации. Как видим, уровень развития интеллектуальных способностей, обеспечивающих протекание информационных процессов, не менее важен и для нормального протекания эмоциональных процессов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Анализ эффективности и интенсивности использования основных производственных фондов
Анализ состояния и использования основных производственных фондов начинается с определения величины их стоимости на начало и конец периода. Затем определяется темп их роста путем сопоставления значения показателя на конец года со значением показателя на начало года, выраженного в процентах. Эффекти ...

Подбор шин
При выборе шин исходным параметром является нагрузка на наиболее нагруженных колесах. Наиболее нагруженными являются шины переднего моста. Определяем нагрузку на одну шину: ; (1.5) где n – число шин одного моста: n = 2. Н. Из ГОСТ 4754 – 97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ...

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации железнодорожных вокзалов
Санитарно-гигиенические условия обслуживания пассажиров на вокзале обеспечиваются согласно требованиям «Санитарных правил для железнодорожных вокзалов». Ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических требований на вокзале возложена на заместителя начальника вокзала по технической части. В це ...