Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 5

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

2) состояние оператора, предшествующее ситуации, т. е. уже имеющееся к настоящему моменту физическое и психическое, в том числе и эмоциональное состояние оператора (возможно, никак не связанное с данной ситуацией) зачастую предопределяет эмоциональную реакцию на события;

3) опыт переживания такой или подобной ситуации: положительный, отрицательный или его отсутствие по-разному могут сказываться на адекватности эмоциональной оценки происходящего. При этом даже положительный опыт может привести к ошибке, поскольку не обеспечит необходимого уровня тревоги; отрицательный опыт может способствовать появлению излишней тревоги, страха, отчаяния: отсутствие же опыта переживания подобной ситуации может вызвать панику или ступор (хотя не исключено, что именно «по незнанию» степени опасности ситуации оператор может сохранить спокойствие в критический момент);

4) особенности эмоционального реагирования и волевой регуляции, присущие данному оператору как устойчивые личностные черты: повышенная чувствительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и другие индивидуально-психологические характеристики эмоционально-волевой сферы оператора, как правило, предопределяют возникновение неадекватной эмоциональной оценки ситуации.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости учета роли эмоций в профессиональной деятельности судоводителей и других операторов. Такой учет должен быть разносторонним и включать в себя следующие элементы:

1) на этапе профессионального психологического отбора — решение проблемы эмоциональной устойчивости путем отбора наиболее пригодных кандидатов;

2) на этане профессиональной подготовки — формирование готовности к действиям в экстремальной ситуации;

3) в самой профессиональной деятельности — контроль и самоконтроль эмоциональных состояний, их регуляция и саморегуляция;

4) при расследовании аварий — определение степени влияния эмоций и описанных выше факторов эмоционального реагирования на поведение оператора.

Надо отметить, что в настоящее время проблеме эмоциональной устойчивости уделяется не так много внимания, как следовало бы. Единственное звено профессиональной подготовки моряков, включающее тренировку эмоциональной устойчивости, − это суда-тренажеры.

Известно, что чем больше в жизненном опыте человека содержится случаев успешного прохождения через трудные, сложные, опасные ситуации, тем спокойнее будет его эмоциональная реакция на возникновение экстремальных обстоятельств и, следовательно, тем меньше будет серьезных нарушений в его операторской деятельности. Именно в этом заключается смысл тренировки эмоциональной устойчивости на судах-тренажерах, хотя занятия по программам: «Борьба с пожарами на судне», «Устранение водотечности в корпусе судна» и другим преследуют главным образом вполне определенные цели — обучение конкретным действиям по спасению судна и людей в аварийной обстановке. Однако при этом не только вырабатываются навыки поведения в конкретной экстремальной ситуации, по происходит привыкание человека к существованию в такой ситуации, в его эмоциональные программы обработки информации записываются признаки этой ситуации, складывается новое, более спокойное к ней отношение, фиксируется сама возможность выживания в такой ситуации, ее «несмертельность».

Как уже отмечалось, в экстремальных ситуациях чрезмерно сильные эмоции могут искажать отражение реальной картины событий настолько, что приводят к полной дезадаптации человека, именно поэтому оказавшиеся в океане после аварии судна люди часто гибнут не от голода, жажды или холода, а от страха и отчаяния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Расчёт необходимого усилия ГНУ, величины удлинения плети, длины анкерного участка, перемещений контрольных сечений
При работе с ГНУ применяются следующие схемы растяжения плетей: 1. При L ≤650 м растягивается вся плеть; 2. При 1300 ≥ L> 650 м растягивается каждая полуплеть отдельно. Так как длина рельсовой плети равна 1100м, то примем вторую схему растяжения: Рисунок 2.2 – Схема растяжения плетей ...

Психофизиологические аспекты сложности
Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности ...

Технические средства для перекрестка Сурикова - Карла - Маркса
1. Разметка дороги На данном участке дороги были спроектированы следующие виды дорожных разметок как: 1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозна ...