Работоспособность и эмоциональные состояния оператора
Страница 5

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Работоспособность и эмоциональные состояния оператора

2) состояние оператора, предшествующее ситуации, т. е. уже имеющееся к настоящему моменту физическое и психическое, в том числе и эмоциональное состояние оператора (возможно, никак не связанное с данной ситуацией) зачастую предопределяет эмоциональную реакцию на события;

3) опыт переживания такой или подобной ситуации: положительный, отрицательный или его отсутствие по-разному могут сказываться на адекватности эмоциональной оценки происходящего. При этом даже положительный опыт может привести к ошибке, поскольку не обеспечит необходимого уровня тревоги; отрицательный опыт может способствовать появлению излишней тревоги, страха, отчаяния: отсутствие же опыта переживания подобной ситуации может вызвать панику или ступор (хотя не исключено, что именно «по незнанию» степени опасности ситуации оператор может сохранить спокойствие в критический момент);

4) особенности эмоционального реагирования и волевой регуляции, присущие данному оператору как устойчивые личностные черты: повышенная чувствительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и другие индивидуально-психологические характеристики эмоционально-волевой сферы оператора, как правило, предопределяют возникновение неадекватной эмоциональной оценки ситуации.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости учета роли эмоций в профессиональной деятельности судоводителей и других операторов. Такой учет должен быть разносторонним и включать в себя следующие элементы:

1) на этапе профессионального психологического отбора — решение проблемы эмоциональной устойчивости путем отбора наиболее пригодных кандидатов;

2) на этане профессиональной подготовки — формирование готовности к действиям в экстремальной ситуации;

3) в самой профессиональной деятельности — контроль и самоконтроль эмоциональных состояний, их регуляция и саморегуляция;

4) при расследовании аварий — определение степени влияния эмоций и описанных выше факторов эмоционального реагирования на поведение оператора.

Надо отметить, что в настоящее время проблеме эмоциональной устойчивости уделяется не так много внимания, как следовало бы. Единственное звено профессиональной подготовки моряков, включающее тренировку эмоциональной устойчивости, − это суда-тренажеры.

Известно, что чем больше в жизненном опыте человека содержится случаев успешного прохождения через трудные, сложные, опасные ситуации, тем спокойнее будет его эмоциональная реакция на возникновение экстремальных обстоятельств и, следовательно, тем меньше будет серьезных нарушений в его операторской деятельности. Именно в этом заключается смысл тренировки эмоциональной устойчивости на судах-тренажерах, хотя занятия по программам: «Борьба с пожарами на судне», «Устранение водотечности в корпусе судна» и другим преследуют главным образом вполне определенные цели — обучение конкретным действиям по спасению судна и людей в аварийной обстановке. Однако при этом не только вырабатываются навыки поведения в конкретной экстремальной ситуации, по происходит привыкание человека к существованию в такой ситуации, в его эмоциональные программы обработки информации записываются признаки этой ситуации, складывается новое, более спокойное к ней отношение, фиксируется сама возможность выживания в такой ситуации, ее «несмертельность».

Как уже отмечалось, в экстремальных ситуациях чрезмерно сильные эмоции могут искажать отражение реальной картины событий настолько, что приводят к полной дезадаптации человека, именно поэтому оказавшиеся в океане после аварии судна люди часто гибнут не от голода, жажды или холода, а от страха и отчаяния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Определение годовой трудоемкости уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и Р или как самостоятельный вид услуг. В первом случае годовая трудоемкость определяется по формуле, , (9) где - количество заездов автомобиля в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р, (таблица 1) мойка механическая; - уде ...

Расчет ускоряющих и замедляющих сил, действующих на поезд в различных режимах движения
На поезд действуют силы: касательная сила тяги Fк, сила сопротивления движению поезда Wк и тормозная сила Bт. Или в удельных единицах к весу поезда: , Н/кН (3.1) , Н/кН (3.2) , Н/кН (3.3) где m – масса поезда, m=mсостава+mлокомотива, т. Режимы движения поезда (в удельных силах к весу поезда): 1. Ре ...

Распределение исполнителей по специальностям и квалификациям
Таблица 2.1 “Количество рабочих в зоне ТО” № поста Наименование работ Количество рабочих 1 Диагностические 1 Крепежные 1 Регулировочные - Смазочные 1 Электротехнические 1 По системе питания - Шинные 1 ...