Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 6

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

Склонность к подчинению или противодействию внешним воздействиям. Длительный стресс может усиливать готовность человека подчиняться внешним приказам, чрезмерно усиливать склонность согласовывать свои действия с директивной информацией. При этом оператор выполняет необходимые действия быстрее и точнее по команде, чем без нее, действует увереннее по инструкции, чем произвольно, чаще обращается за советом, еще чаще ждет советов и указаний, не решаясь самостоятельно принимать решения. Подобное поведение является следствием возрастания стрессовой пассивности. Снижение уверенности в себе и способности брать на себя ответственность сочетается с усилением потребности во внешней опоре. Противоположное проявление стресса — возникновение склонности к конфронтации с любым начинанием: приказом начальника предложением партнера по работе, повой оперативной информацией и т. и. Вследствие этого в стрессовых, критических условиях оператор может игнорировать приборную информацию, не слушать или не слышать команды. «Конфронтируя» с внешними воздействиями, не всегда осознавая это, оператор не доверяет им. При этом он более склонен полагаться на свои ощущения, навыки, память. Подобное поведение может привести к трагическим последствиям.

Для иллюстрации данного положения можно привести два примера.

Первый пример — т/х «М.Т.»типа Ро-Ро потерпел аварию в результате подвижки груза и проникновения воды в корпус судна в Атлантическом океане в условиях жестокого шторма. Судьба судна была предрешена, и капитан несколько раз запрашивал руководство пароходства эвакуировать экипаж на рыболовецкий траулер, находившийся в зоне аварии. Вразумительного ответа на его запрос из пароходства получено не было. Капитан во время аварии находился в стрессовом состоянии, поскольку он делал на этом судне первый рейс, а на предыдущем однотипном судне, где он был капитаном, имели место два смертельных случая вследствие нарушения техники безопасности. В сложившейся ситуации капитан обязан был сам принять решение, чего он не сделал своевременно, в результате почти весь экипаж погиб вместе с капитаном.

Второй пример — до момента столкновения п/х «А.Н.» и т/х «В.». Вахтенный штурман т/х «В.» предупреждал капитана об опасном сближении судов несколько раз, но капитан не только не принял совет во внимание, но и постарался «поставить штурмана па свое место». В результате погибло одно из судов, а вместе с ним и 432 человека.

Описанные выше проявления стресса в операторской деятельности далеко не исчерпывают всех возможных изменений психики и поведения оператора при стрессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Технико-эксплуатационные показатели предприятия
О подвижном составе, участвующем в транспортом процессе, судят по реализуемым показателям качества. При этом реализуемые показатели качества автобуса по сравнению с расчетными (плановыми), как правило, снижаются в процессе эксплуатации в результате ухудшения технического состояния его агрегатов, ме ...

Аэродинамическое качество крыла
С точки зрения аэродинамики наиболее выгодным будет такое крыло, которое обладает способностью создавать возможно большею подъемную силу при возможно меньшем лобовом сопротивлении. Для оценки аэродинамического совершенства крыла вводится понятие аэродинамического качества крыла. Аэродинамическим ка ...

Расчет и построение внешней скоростной характеристики
На основании теплового расчета, проведенного для режима номинальной мощности, получены следующие параметры, необходимые для расчета и построения внешней скоростной характеристики карбюраторного двигателя: эффективная мощность Ne=70,59 кВт; частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности ...