Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 4

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

При стрессе могут нарушаться профессиональные навыки оператора. В экстремальных условиях стойко сформированный старый навык может не только тормозить более новый, еще недостаточно закрепившийся, но и проявляться вместо него.

Нарушение оценочных функций восприятия при стрессе. В состоянии стресса у человека может искажаться отражение характеристик пространства и времени, а также собственных движении и усилий.

Нарушение восприятия пространства проявляется в явлениях стрессовой макропсии и микропсии. Кратковременные сильные экстремальные воздействия, вызывающие испуг, могут на какое-то время сужать поле зрения оператора, иногда до полного исчезновения способности видеть. Нарушается способность воспринимать все объекты, находящиеся в нормальном поле зрения, следствием чего являются грубые ошибки в оценке навигационной обстановки и принятии решений. При этом наблюдаемый объект может казаться очень большим, распухающим — это явление называется стрессовой макропсией. При длительном недосыпании и утомлении, а также при некоторых специфических воздействиях, таких, например, как качка, человеку может казаться, будто предмет, на который он смотрит, удаляется от него, в то время как на самом деле предмет может стоять на месте или даже приближаться. Пространство вокруг оператора и все окружающие предметы могут казаться ему резко удалившимися и необычайно маленькими — это явление стрессовой микропсии. Макро- и микропсия могут быть причиной принятия неверных решений в критической ситуации, например, во время швартовки в сложных условиях или при внезапном непредвиденном изменении навигационной обстановки, когда у оператора нет времени на анализ и проверку данных по приборам и ведение расчетов и слишком многое зависит от адекватности его восприятия. Поэтому опасно (а в сложных обстоятельствах совершенно недопустимо) несение вахты одним оператором. При анализе аварийных ситуаций необходимо учитывать возможность сильного неосознаваемого искажения пространственных отношений оператором в экстремальных обстоятельствах, особенно при условии его переутомления.

Характерным для состояния стресса является нарушение координации движений и несоответствие прилагаемых мышечных усилий требуемым в реальности. При этом усилия могут быть как чрезмерными, так и недостаточными. При кратковременном сильном стрессе часто возникают чрезмерные усилия: зажим рукояток управления, слишком сильные надавливания на кнопки, клавиши, обрыв или слом каких-либо частей аппаратуры. При длительном истощающем стрессе движения оператора могут быть слабее, чем надо, и не столько от усталости, сколько оттого, что он ощущает свои движения более сильными, чем они есть на самом деле.

При стрессе с эмоциональными переживаниями у многих людей нарушается оценка текущего времени. Тягостные минуты тянутся нескончаемо, особенно когда решение уже принято, действие совершено и остается только ожидание результата (состояние, знакомое многим судоводителям, в критической ситуации совершавшим рискованный маневр). Но бывает и наоборот, когда достаточно большой интервал времени, заполненный неприятными, опасными событиями, воспринимается как более короткий. Стрессовые ошибки в оценках времени оператором компенсируются индикаторами времени, однако представляется необходимым тренировать операторов в оценке времени в экстремальных ситуациях.

Особая опасность стрессовых нарушений функций восприятия в том, что операторы, как правило, не осознают искажения, нереальности своих представлений.

Формы измененного сознания при стрессе. Поведение и характер мышления оператора в экстремальных условиях, вызвавших состояние стресса, могут очень сильно отличаться от того, как он ведет себя и как мыслит в обычных условиях. Сознание человека при этом работает в исключительном режиме. Такие изменения сознания могут возникать, во-первых, за счет «сверхмобилизации» психических возможностей человека, во-вторых, за счет «отключения» мышления от осознания травмирующей его психику ситуации. И первый, и второй способы изменения сознания имеют приспособительный смысл и могут оказаться полезными, но в то же время оба они могут иметь негативные последствия для человека. Так, «сверхмобилизация» сознания способствует принятию верного решения в критической ситуации, но ведет к перенапряжению, истощению психических возможностей человека, тогда как «отключение» сознания, напротив, охраняет психику человека от перенапряжения и возможного разрушения, но делает его беззащитным перед надвигающейся опасностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Расчет экономической эффективности проектируемых мероприятий
Эксплуатационные расходы связаны с содержанием и ремонтом подвижного состава и могут изменяться в зависимости от изменения структуры РОБ предприятия, улучшения качества выполнения ремонтных работ и проведения ТО подвижного состава, внедрения новой техники и оборудования на производственных участках ...

Составление графика движения поездов
График движения поездов разрабатывается с учетом прогрессивной технологии работы станций, участков, локомотивных и вагонных депо. Главные задачи при построении графика: полное обеспечение безопасности движения поездов; достижение высоких технической, участковой и маршрутной скоростей движения; наил ...

Способы перевозки СПГ в зависимости от их термической подготовки и климатаческой зоны направления
При перевозке из Унген в Москву мяса, яиц, овощей свежих, фруктов и ягод, консервов, масла животного, а также пива и минеральных вод рассмотрим особенности перевозки каждого груза в отдельности. Перевозка мяса Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после осмотра их специалистами органа ...